В России немало групп, которые достаточно нелегко причислить к какому-то определённому жанру: они работают на стыке направлений, порой меняя их как перчатки, а то и вовсе беспощадно пародируя всё, до чего могут дотянуться. Это не значит, что их можно назвать в чистом виде «камеди-роком» – исключительно пародиями они не занимаются, а просто относятся к своей музыке с долей живительной самоиронии (которой многим группам, мягко говоря, недостаёт).
Конечно, многие музыкальные пуристы сейчас демонстративно зажмут носы: прочь синтезы жанров! Пусть «God’s Tower» исполняют дум-метал с волынками, а «Ранетки» - «девочковый» поп-рок, и ни-ни одним забрести на территорию других! А уж что говорить о пародиях – как можно заниматься буффонадой, когда речь идёт о святом, например, о панк-роке!..
Однако это выглядит очень узким взглядом на вещи. Не будь таких жанровых скрещений, скольких замечательных групп (и даже новых направлений в музыке) мы лишились бы! И если группа, играющая ска-панк, вдруг решит, что не мешало бы добавить в свою музыку, скажем, элементы джаза, - что ж, не станет ли это «началом новой прекрасной дружбы»?
Если бы некоторые группы боялись сделать «шаг влево – шаг вправо», боялись экспериментировать и открывать новые горизонты – кто знает, прожила бы столь долгую жизнь концептуальная московская группа с шутовским названием «Ногу Свело», бессменно возглавляемая одним из самых узнаваемых российских вокалистов Максом Покровским? Трудно сказать, но совершенно ясно одно: столь интригующей и неординарной их музыка точно не была бы.
Впрочем, когда четверть века назад юный Максим Покровский познакомился с ещё более юным Антоном Якомульским, так далеко устремления молодых музыкантов вряд ли заходили. Собственно, до прихода Якомульского Максим уже играл в группе без чёткого названия и оформления – но именно встреча двух этих отцов-основателей и стала настоящим рождением группы. (Говорят, будто трансцендентное название Покровский дал группе всё-таки раньше; так это или нет – история умалчивает, да и не столь это важно).
Концепция команды долго не могла обрасти чёткие очертания. Как это часто бывает с очень молодыми группами (а тем паче – зародившимися в СССР в эпоху перестройки), «Ногу Свело» долго не могли до конца разобраться в том, что же они, собственно, хотят играть – в результате юные музыканты наивно играли во всех жанрах, которые им нравились. Впрочем, долго так продолжаться не могло – нужно было или развиваться и становиться коллективом большого масштаба (а для этого необходима какая-то цельная, извините, доктрина), или остаться группой, лабающей по второсортным клубам дурашливые песенки без особого смысла, музыкальной ценности не представляющие.
Что ж – коль скоро группа «Ногу Свело» известна и по сей день (да как известна!), логично предположить, что Покровский-Якомульский выбрали всё-таки путь развития. Конечно, развитие без кризисов невозможно. Известно выражение Родена про создание скульптуры - «взять глыбу мрамора и отсечь всё лишнее». Именно так и пришлось поступить Покровскому, безжалостно (а может, с камнем на сердце) удалившему из «Ногу Свело» мешающие росту элементы в лице пары бывших участников. Как бы то ни было, а это пошло коллективу на пользу – новых музыкантов Покровский набирал в группу уже не с кондачка, а держа в голове вполне законченные очертания будущей группы.
Сначала выстрелила легендарная «Хару-Мамбуру» аж с двумя вариантами клипов – анимационным и игровым (а версий самой песни на альбоме было даже три). Цепляющая мелодия с безумным, но запоминающимся текстом в духе обэриутского словотворчества, немедленно зажгла название «Ногу Свело» большими неоновыми буквами. Покровский сотоварищи вошли во вкус и принялись бомбардировать благодарную публику сплошными хитами – «Лилипутская любовь», «Юные смешные голоса» или «Московский романс» были на слуху даже у тех людей, кто и знать не знал, какая группа исполняет все эти песни.
Двадцатипятилетняя история группы полна событиями (в том числе и самыми экстравагантными – вроде кратковременной смены названия на мегаломанское «Голос Вселенной»). Однако «Ногу Свело» явно не из тех команд, которые с тоской вынуждены раз в пятилетку разбавлять весёлое тусовочное существование опостылевшей записью новых песен. Музыка у Покровского и К всё-таки стоит на первом месте – одиннадцать полновесных номерных пластинок тому лучшее свидетельство.
1 мая 2013, 20:00
Клуб "Зал ожидания"
наб. Обводного канала, 118, ТРК «Варшавский экспресс», ст. м. Балтийская, Фрунзенская
(812) 333-10-68, 777-05-05
|