|
Мифы о Петербурге
Сколько на самом деле существует Санкт-Петербургов? Вопрос совсем не фантастический, оказывается. В действительности огромная часть наших знаний об этом городе черпается в отраженном в литературе и искусстве реальном образе Северной столицы. Но именно что – отраженном.
В данном разделе мы представим Вам культурологические мифы о городе Петра, возникшие сразу с момента его первых построек. То есть – это будет мифологический Петербург, чьи мифы – это сохраненные и дополненные «картинки» истории города, которые должны были прославить как своего создателя, так и дело «всей его жизни» - возведение Парадиза на окраине империи. Интересно, что потом – эти петербургские мифы стали непреложными истинами всей нашей культуры, которые заметно «потеснили» настоящую историю Санкт-Петербурга.
Ну, например, один из 6 таких известных мифов об этом городе гласит, что назван Петербург именно в честь царя Петра I, хотя историки экспертно утверждают, что своим названием город обязан небесному покровителю - святому Петру, тому самому, что охранял и Рим. Следовательно, и новая столица русской империи изначально претендовала на столь же значительное величие и «статусное» положение в мире. Даже герб Северной Пальмиры содержал «римские» мотивы могущества (правда, немного видоизмененные под отечественную конкретику) – вместо перекрещенных ватиканских ключей у нас были перекрещенные якоря.
Но кто теперь особо помнит о св. Петре? Мы все знаем, что наш Петербург назван в честь самодержца-устроителя! Вот с такими историческими и культурными мифами Петербурга и его реальной истории мы и предлагаем ознакомиться нашим читателям.
|
Самым первым и почти главным таким мифом Северной столицы является
история о том, что её строителем и основателем уверенно считают Петра
I, разработавшим вместе с Трезини первый план застройки города. Якобы
последующие два плана вместе с этим «петровским» определили на 150 лет
все градостроительство столицы с 18 по 19 век включительно.
|
Как и водится – второй миф плавненько исходит из положений первого. Мы
уже выяснили, что «историю» с тремя планами застройки Северной столицы
Петра I и его архитекторов Леблона и Трезини можно отнести к
классическим культурным мифам. Когда же основан Санкт-Петербург?
|
Теперь попробуем разобраться с еще одним классическим культурным мифом о
Санкт-Петербурге, повествующим нам о том, что Петром I новая столица
империи была заложена в абсолютно «безлюдном», «гиблом» и даже «опасном»
для жизни месте. Правда, о населении тогдашней местности будущего града
Петра все же у Пушкина есть такое – «финский челн … влачился одиноко»,
но в то же время и «на берегу пустынных волн, стоял он, дум великих
полн».
|
Еще одна культурная «сказка» о Северной Пальмире ужасающе рассказывает
об очень скверном климате, плохой почве и прочих
гео-гидро-метео-условиях, осложняющих практически до невозможности
нормальную жизнь человека этой местности.
Якобы и сам город, и его
окрестности - это утрамбованное, в том числе и костями человеческими,
болото. Отдельные места – ну просто непролазная трясина. А растет здесь
почти «древесная дрянь», такая, что и на стройке не нужна, ни в
мастеровое дело какое-нибудь непригодная, да и в костре от нее мало
толку…
|
Следует сразу оговориться, что весь этот «массив» культурных мифов о
Санкт-Петербурге, впрочем, не является такой цельной и единой
мифологией, отдельные части которой гармонично связаны между собой.
Напротив, некоторые мифы Северной столицы могут даже вступать в
противоречия друг с другом… Или вообще объяснять все мистикой… Например, история с выбором конкретного места расположения города именно здесь на Заячьем острове.
|
Еще одна часть общекультурной мифологии Северной столицы трагически
повествует о том, что при строительстве Петрова «детища» погибло просто
невероятное количество рабочего люда. Как говорится в одной книжке,
дескать, совсем неизвестно чего больше в земле этой – просмоленных
строительных свай или костей человеческих? По данному мифу выходило, что
гибли здесь и русские работяги, которых согнали сюда со всей империи и
пленные шведы.
|
А кто, как говорится, автор всех этих культурологических мифов о
Северной столице? Разумеется, народ. Ищи – кому это выгодно – как
декларируют известные сыщики…
А кому были «выгодны» эти истории о
страшном городе на болотах и костях, о жутчайших наводнениях и
бесплодных погибельных местах?
Как ни странно, петербургская
мифология была нужна всем общественным группам того (да и не только
того) времени, всем сословиям и даже религиозным конфессиям.
|
|
|