|
Праздники империи, родом из ПетербургаЦарствование Петра I оказало огромное влияние на формирование русской культуры в целом, и петербургских светских ценностей в частности. Пристальное внимание в то время уделялось развитию традиций проведения празднеств, коим в Северной столице отводилась особая роль.
Ничто не характеризует народ так полно, не выражает его душу и воззрения, как знаменательные даты. И петербуржцы в этом смысле уникальны, потому что праздники Петербурга — не просто торжественные и пышные мероприятия, — это значимый пласт духовности русского народа, вобравший в себя его характер, силу, творческий потенциал и вековую мудрость.
Праздники Петербурга, вне зависимости государственного они значения, религиозной, дипломатической или народной направленности, являются отражением внутренней составляющей русского человека, демонстрирующим искреннее почтение к верованиям и достижениям предков, свершениям и успехам великой державы.
Роскошные балы, блистательные военные парады, эффектные светские ассамблеи — праздники Петербурга создают неповторимую атмосферу, эпическую и одновременно задорную, предоставляющую, всем тем, кто пожелает ознакомиться с данным разделом, редкую возможность окунуться во времена становления колоритной и самобытной русской праздничной культуры.
|
Великое значение С.-Петербурга для России, по словам русского критика
В.Белинского, заключалось в том, что он всегда был «представителем
новизны» в нашем Отечестве. Считается, что большинство самые значимых для российской, а особенно для
петербургской культуры, традиций были рождены в годы петровского
царствования.
|
Разумеется, самыми главными «своими» праздниками молодого С.-Петербурга были «столичные праздники» и «праздники-виктории». Столичные праздники – это особенные царские дни, т.е. основные события всей августейшей фамилии. Во всех столичных праздниках неуклонно соблюдались несколько обязательных традиций.
|
Исконно петербургские традиции празднования каких-то значительных
событий стали закладываться во время Северной войны, поэтому «отдельной
графой» торжеств молодой столицы России становятся именно
праздники-виктории.
|
Петербург гулял и праздновал не только государственные или столичные
праздники. Большой популярностью, после больших трудностей усвоения
нового образа жизни, стали пользоваться и различные летние увеселения и
гулянья. Так, при Петре I в его любимую забаву – катание на лодках – были вовлечены не только придворные, но и горожане.
|
Были в российской истории периоды и «женских царствий», когда праздник и
все, что с ним было связано, разумеется, претерпевал значительные
изменения и приобретал определенные отличительные характеристики.
|
«Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского достоинства, — лозунг
современного офицерства. В этом — одна из трудностей офицерской
профессии в современных условиях... Как бы высок или низок ни был
моральный уровень данного народа в данную эпоху, рыцари этого народа —
офицеры — должны стоять на более высоком моральном уровне, нежели лучшие
группы или слои народа», — писал Е.Э. Месснер.
|
Одним из модных развлечений, ставшим необычайно популярным во времена
Екатерины Великой, были клубы («клоб» - так называлось такое заведение
тогда). Известно, что в период с 1770 по 1795 гг. в Северной столице
открылись 7 клубов.
|
«Приглашаем всех городских жителей воспользоваться свежим воздухом и
прогулкою в саду, для рассыпания мыслей и соблюдения здоровья»
(из рекламы сада А.Л.Нарышкина у Красной Мызы).
|
«Желающих приобщиться к музыке в Петербурге много – платежеспособных мало..»
(из записей обозревателя «Иллюстрации»)
|
«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем
пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные,
стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша
пошли колонны русского войска..»
- писал В.А.Жуковский об одном из военных парадов по случаю открытия Александровской колонны в С.Петербурге.
|
«..ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа»
- такова была уверенность первого русского императора в значении бала.
|
|
|