Музыка XX столетия – вещь очень, как бы сказать, поколенческая, где одна эпоха сменяет другую. Шестидесятнический рок-н-ролл увял, а на его могиле расцвёл пышным цветом и властвовал все семидесятые рок. В восьмидесятые, время гедонистическое и даже, можно сказать, эпикурейское, рок стал уже как будто бы неактуален и был свергнут со своего трона «ночами в стиле диско». Девяностые, эпоха мрачная и битническая, ознаменованная многими катастрофами, появлением СПИД и прочими ужасами, выдвинула в первые ряды гангста-рэп, злой грандж и эскапистский рэйв. И так далее…
Последние годы, век информационных революций, инстаграмов, айфонов и как бы спокойной сытости (ну, Россию мы пока берём в скобки), ознаменовался мутной волной ностальгии, которую сами ностальгирующие особо и не осознают. Да, впрочем, проще назвать это модой на ретро, которая именно сейчас переживает свой расцвет. Причём, если вывести-таки Россию из скобок, у нас тоска по культуре четвертьвековой давности вполне объяснима: мы тоскуем не по группе «Мираж», «Оттовану» или там телепередаче «Прожектор перестройки» - нет, для нас это просто маркеры той эпохи, когда все были молоды – даже Борис Ельцин – и была реальная возможность что-то изменить, а в воздухе тихий штиль стабильности менялся ураганом свободы.
Иное дело запад. Ретро-ностальгией там вообще охвачены в первую очередь те самые хипстеры с инстаграмами и твиттерами, которые ещё и не родились в годы славы их нынешних героев. Чем объяснить этот феномен? Вероятно, просто модой – когда-то кто-то уронил костяшку домино, и докатившаяся до нас волна последней костяшкой ностальгии стукнула трендовых хипстеров по лбу (собственно, так они, тренды, и зарождаются).
Но мы не станем углубляться в теории, которыми пускай лучше займётся культуролог Славой Жижек, а лучше вернёмся к первому абзацу – и к упомянутому в нём диско. Строго говоря, диско, конечно, появилось гораздо раньше 80-х, - уже в начале 70-х оно родилось из морской пены хиппи-культуры и психоделики, а к концу этого десятилетия было уже вполне сложившимся жанром со своими звёздами – Донной Саммер, «KC & the Sunshine Band», Глорией Гейнор с её вечным «I will survive». Если уж совсем точно, то к 80-м жанр даже начал немного увядать – когда вдруг получил мощную подпитку в виде взрывной популярности в Европе и появления целого поджанра – евродиско. К началу 90-х, впрочем, тренды совсем поменялись, но даже умирая, диско успело дать побеги в следующее десятилетие – евродэнс и даже отчасти синти-поп.
И вот прошло двадцать лет. В наши дни диско на Западе переживает такой мощный всплеск (натуральное цунами), что в этом даже видится зловещая рука управляющей всем Мировой Закулисы. Диско-музыке отдали дань такие разные артисты как Фэтбой Слим, Моби, Робби Уильямс, «Gnarls Barkley» и даже Джастин Тимберлейк. Правда, все они именно что «отдали дань» - записав несколько диско-номеров, прилежно скопировав стилистику 80-х и этим, в принципе, удовольствовавшись.
Совсем другое дело – люди, которые всерьёз взялись за стилизацию самого духа тем буйных и немного дурацких лет. Люди эти – Джеймс Мёрфи сотоварищи из группы «LCD Soundsystems» - основали целый лейбл «DFA Records», специализирующийся на музыке в стиле диско, дэнс-панк и электроклэш. Именно этот лейбл стал alma mater для таких значимых групп как «The Rapture», «!!!» и «Hercules & Love Affair». Эта последняя группа особенно примечательна.
Собственно говоря, это даже не группа, а продюсерский проект, которым фактически в одиночку рулит – и как рулит! – один человек: продюсер Эндрю Батлер. Для первого альбома команду он собрал весьма серьёзную – достаточно упомянуть, что в продюсировании Батлеру помогает Тим Голдсуорси, приложивший руку к половине проектов «DFA Records»; а за вокал там отвечает сладкоголосый Энтони Хеггарти – солист группы «Antony & the Johnson» и обладатель одного из самых запоминающихся голосов в современной музыке вообще.
«Чистым» диско, которое в наши дни смотрится всё-таки немного архаично, «Hercules & Love Affair» не является – музыкальный кругозор основателя проекта Эндрю Батлера и его духовного отца Джеймса Мёрфи слишком высок для того, чтобы ограничиться банальным эпигонством и перепевками «Village People». Музыка «Геркулеса» сконструирована и откалибрована, будто сложный механизм – включая в себя такие непохожие, но в равной степени искромётные стили, как ню-диско, хаус, евродэнс и клэш. Конечно, анализируя всё это дело дома, в наушниках, в кресле, со стаканчиком бурбона, можно отметить некую умную искусственность и нарочитость «Геркулесовских» экзерсисов – но в клубе, удерживая руками дёргающиеся в безумном плясе колени, у вас вряд ли достанет на это и времени, и желания.
7 июня 2013, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3, ст. м. Петроградская
(812) 309-99-22
|