И у нас в стране, да и в мире в целом, музыка из республик бывшей Югославии воспринимается как нечто экзотичное и малоизвестное. То есть, что хорватский рок, что, гм, бурундийский джаз-рэп — практически одинаково: музыка из стран третьего мира. На слуху, конечно, легендарный Горан Брегович, которого, благодаря выдающимся саундтрекам к фильмам Эмира Кустурицы, знают во всём мире. Всё остальное проходит по разряду чистой музыкальной экзотики.
Оставим за скобками то, что у нас высказывания о «музыке третьего мира» звучат довольно забавно — пусть они остаются на совести тех, кто их высказал. Но, в конце концов, это просто неверно. Бывшая Югославия дала музыкальному миру немало исполнителей, которых можно оценивать по самому высокому счёту — и если этот факт для кого-то станет открытием... что ж, может, это и хорошо — потому что это, вполне возможно, очень приятное открытие.
Что характерно, величина республики здесь особой роли не играет. Понятно, что если в стране множество музыкальных коллективов, то рано или поздно количество перейдёт в качество, и чисто арифметически вероятность появления хороших групп — выше. Всё так. Но вот, к примеру, маленькой и в музыкальном плане далеко не передовой Молдавии все эти соображения не мешают гордиться по-настоящему большой группой «Здоб Ши Здуб». Так что — нет правил без исключений...
Всё это в равной степени относится и к Словении — одной из самых маленьких балканских республик, которая насчитывает всего-то два миллиона душ населения. С точки зрения музыки Словения вроде бы тоже, мягко говоря, не на первых ролях — ни количества, ни какого-то особенного качества здесь нет. Однако и в Словении нашлось несколько человек, которые собрались, заиграли вместе — да и выдали такую сокрушительную музыку, от которой невольно моргнули, наверное, даже такие знатные индастриал-музыканты как Бликса Баргельд и Эл Йоргенсен.
Группа образовалась в 1980-м году в городишке с трудно-вы-го-ва-ри-ва-емым названием Трбовлье и называлась «Laibach».
Стоп, стоп. Так она стала называться несколько позже, а изначально и вовсе названия никакого не имела. Ещё точнее — имела название, но его напрочь запретили власти. Впрочем, это ещё было очень мягко по тем временам. Скажем, у нас в стране к будущим «Лайбахам» в тот период наверняка бы применили последние достижения карательной психиатрии — учитывая их откровенное диссиденство, эпатаж и жёсткую провокативную эстетику, с которой группа начинала.
Кстати, о названии. Может, потому югославские группы и не пользуются большой популярностью за пределами Балкан, что носят дикие для западноевропейского уха и непроизносимые названия. Попробуйте-ка с первого раза выговорить, скажем, «Prljavo Kazaliste»! Вряд ли подчёркнуто некоммерческие музыканты «Laibach” руководствовались этими соображениями, когда дали своей команде старое немецкое название словенской столицы Любляны; но и это, наверное, сыграло свою роль. В отличие от намеренно ломающих язык названий индастриал-групп вроде «Einsturzende Neubauten» или «Throbbing Gristle», короткое и жёсткое «Laibach» било сразу и наотмашь, как удар полицейской дубинкой по зубам экстремиста на несанкционированном митинге.
Вообще, появление в то время и в том месте группы, подобной «Laibach», параллельно и почти независимо от западной индустриальной сцены — вещь удивительная. Что? В стране соцлагеря появилась культовая индастриал-команда, сравнимая с самыми авторитетными западноевропейскими группами? Сенсация! Шок! Лиц слабонервных и находящихся в состоянии беременности просим тотчас же покинуть зал!
На слабонервных и беременных громыхающий мартиал-индастриал с примесью дадаизма и не был рассчитан, так что тут всё вроде бы было по-честному. Хуже было то, что в числе слабонервных оказались власти, которые традиционно запретили группе выступать уже и под именем «Laibach» и вообще вести какую-либо концертную деятельность. При этом словенцам удалось каким-то образом записать дебютный альбом, и он даже вышел в ограниченный тираж — хотя его распространение также было под запретом. Выпустить его официально удалось только после окончательного распада соцблока.
Но всё это ничуть не мешало словенцам вести самую активную творческую деятельность — пусть и на полулегальном положении. «Laibach» всегда были не просто рок-командой, а скорее полноценной арт-группой (кстати, понятия «постоянный состав» у «Laibach» нет в принципе — участники группы постоянно меняются, что в рамках этого большого арт-проекта выглядит очень логично). Так что даже будучи «запрещёнными барабанщиками», словенцы и давали концерты, и создавали выставки и инсталляции, и участвовали во всевозможных театрализованных представлениях.
Ровно той же стратегии группа придерживается и сейчас, когда запретить её уже никто не в состоянии — скорей, она сама может кого-нибудь запретить. Теряя старых бойцов и рекрутируя новых, постоянно ведущий активную разведку боем словенский партизанский отряд продолжает завоёвывать огромные музыкальные территории, гремя маршевыми ритмами и лязгом железа. Жёстко? Безусловно. Это «Laibach»; у них всегда так.
1 декабря, 20:00
Концертный зал Аврора
Пироговская наб., 5/2, ст. м. Площадь Ленина
(812) 907-19-17
|