Питерские, а прежде – ленинградские рок-группы всегда отличались некой неуловимой, трансцендентной чертой, позволяющей точно определить, откуда они родом. И дело тут даже не в какой-то мифической «интеллигентности» или «умности» - скажем, трудно найти более интеллигентные группы, чем «Звуки Му», «Мегаполис» и «Вежливый отказ», а ведь они все из Москвы.
Тем не менее, даже в такой блестящей плеяде элиты русского рока группа «АукцЫон» всегда выделялась. Причём эта их особенность была, как бы сказать, двояковыпуклой. С одной стороны, безудержное стремление к экспериментаторству. С другой – это стремление всегда было тихим, как бы подспудным, и «аукцЫонисты» на своих номерных альбомах всегда следовали в русле одной генеральной линии, которую, чтобы не возникало ощущения повтора, расцвечивали разными, извините, финтифлюшками: звуковыми новациями, текстовыми «наворотами», кликушеством Гаркуши в лучших традициях Петра Мамонова…
Как бы то ни было, а многие поклонники группы, знающие, пускай даже досконально, Леонида Фёдорова с его «аукцЫонной» стороны, зачастую совершенно не осведомлены о другой его ипостаси. «Второе лицо» Фёдорова действительно не столь известно в широких массах (где, будем честны, и сам «АукцЫон» не пользуется десятой долей популярности, допустим, «Кино»). Однако это «второе лицо» всё же существует, и внимания оно заслуживает в ничуть не меньшей степени, чем первое.
Эта «другая» ипостась – сольное творчество Фёдорова. Существует оно не то чтобы отдельно от деятельности Леонида в составе группы; скорее, можно говорить о двух разных ветвях одного дерева. И пускай ветви эти зачастую абсолютно не похожи одна на другую; но то, что произрастают они из одного ствола, сомнению не подлежит.
Сольная карьера Фёдорова совершенно нетипична, если рассматривать её просто как обычное творчество рок-певца, уставшего от своей группы и отправившегося в одиночное плавание. История сакраментальная – но она не про Фёдорова. Начнём с того, что «АукцЫон» бросать он и не думал: последний на данный момент альбом группы «Юла» вышел в 2011-м году, а к тому времени Фёдоров выпустил уже несколько сольных альбомов.
Но дело даже не в этом. «Сольного» Фёдорова трудно воспринимать как «одиночного» певца, ибо большинство его «внеаукцЫонных» проектов – это мощные коллаборации, плоды концептуального сотрудничества (а скорее даже симбиоза) с самыми разными людьми – поэтами, музыкантами, художниками (не в последнюю очередь, кстати, – ведь художественному оформлению пластинок певец отводит столь же большую роль, как и собственно музыке).
Самый известный проект Фёдорова – это его совместные работы с Владимиром Волковым, блестящим контрабасистом, игравшим ещё в курёхинской «Поп-Механике». Дуэт «Фёдоров-Волков» с конца девяностых записал уже больше десяти альбомов – на стихи таких выдающихся сочинителей, как Анри Волохонский, его постоянный соавтор – покойный Андрей Хвостенко, «обэриут» Александр Введенский, футурист Велимир Хлебников… Вообще, довольно любопытным является факт, что дуэт Фёдорова и Волкова (в пересчёте на количество альбомов) выходит гораздо продуктивней, нежели основное фёдоровское детище – «АукцЫон».
При этом было бы как минимум неверно думать, будто сольные альбомы Леонида Фёдорова – это типично бардовский spoken word с изощрёнными текстами, но в музыкальном плане представляющий из себя незатейливые гитарные три аккорда. На самом деле музыка Фёдорова здесь – ничуть не менее сложна и многогранна, нежели на альбомах «АукцЫона», а возможно и более сложна: ведь в сольном плавании Фёдорова не сдерживают, скажем, понятные ограничения, накладываемые составом группы. Сложнейшие звуковые ландшафты, конструируемые Фёдоровым, заставляют вспомнить о дарк-фолке, титанах прогрессив-музыки, передовой электронной музыке вроде «Coil»…
Однако, несмотря на такую тонкую конструкцию, работы Фёдорова не оставляют впечатление чего-то искусственно усложнённого и вычурного: они исполнены натуральной, неподдельной красотой, которая может быть только естественной. Не соприкоснуться с этой красотой – большая ошибка для любого ценителя музыки.
1 февраля 2013, 19:00
Концертный зал "А-2"
просп. Медиков, 3, ст. м. Петроградская
(812) 309-99-22
|