Наша эстрада велика и очень многочисленна. Исполнители там есть на любой вкус и цвет, увенчанные всевозможными регалиями, пользующиеся славой - когда заслуженной, когда не очень. Но чаще всего - всё-таки заслуженной.
Нередко случается, что эстрада в общественном мнении становится аналогом такого одиозного явления как попса. Это почему-то очень устойчивый стереотип ("эстрада = попса), и берёт он своё начало, должно быть, из перестроечных времён, когда эти два понятия сошлись в пугающей близости и породили в нашей популярной музыке такой катаклизм, как если бы Луна прошла в десятке километров от Земли.
В те годы светлый лик советской эстрады начал постепенно меняться под воздействием сотрясавших страну катаклизмов, в результате чего пошли разнообразные мутации, как в игре про жизнь после ядерной войны. Появились странные и даже пугающие истории про призраков и паранормальщину: например, человек, живущий в Пензе, мог позвонить своему другу из Воронежа, и оказывалось, что они оба в один и тот же день и в одно и то же время были у себя в городе на концерте группы "Ласковый май". Впрочем, на самом деле, никакими привидениями и телепортацией здесь и не пахло - просто перестроечные поп-группы освоили такой нехитрый фокус, как выступление десятью и более составами.
Всё это привело к тому, что само понятие эстрады стало несколько дискредитированным. Это было абсолютно несправедливо и даже обидно: советская эстрада славилась выдающимся профессионализмом, и, скажем, великий Муслим Магомаев ничуть не находил чем-то для себя зазорным выступать одновременно и в оперном, и в эстрадном амплуа. Гуляев, Ободзинский, Лещенко, Герман, Кристалинская - разве можно было этих людей ассоциировать с пресловутыми "поющими трусами" постгорбачёвской эпохи? А какие там были голоса!
Вокал - это вообще один из главных козырей советской эстрады... да что советской, эстрады вообще. Очень редко сейчас можно встретить поп-исполнителя, который мог бы успешно заниматься оперным пением, как тот же Магомаев. Конечно, чем профессиональней становится наша поп-музыка, тем меньше в ней случается казусов вроде легендарной Лены Зосимовой, откровенно не умевшей петь и ничуть этого не стеснявшейся. И тем не менее, слыша от поп-певца по-настоящему богатый, профессионально поставленный вокал, использующийся на полную мощь, почему-то сразу приходит на ум именно та, старая, советская эстрада.
Теперь давайте ещё раз перечитаем все эпитеты из предыдущего абзаца ("богатый", "поставленный" и т.д.) и подумаем - а в отношении кого из наших поп-исполнителей эти эпитеты были бы уместны? Имён можно вспомнить не так уж мало (с другой стороны, не так уж и много); но если одним из первых вам на ум придёт выдающийся и эпатажный Сергей Пенкин - ничуть не буду удивлён.
Пенкин - это на нашей эстраде явление действительно очень яркое и уж точно что-то большее, нежели просто "попсовик". Впрочем, сам Пенкин никогда и не позиционировал себя поп-исполнителем - несмотря на то, что его творчество как раз и является превосходной поп-музыкой в самом лучшем значении этого слова. Потому что поп-музыка и попса - это, как мы уже договорились, немного разные вещи. Ладно, это чертовски разные вещи.
Тут надо вспомнить ещё один момент - творческая деятельность Пенкина никогда не замыкалась в рамках "чистой эстрады". Здесь примерно та же история, как и у Ларисы Долиной - блистательной джазовой певицы, которая в то же время была и очень яркой эстрадной звездой. То же самое и с Пенкиным - его богатейший репертуар затрагивает многие жанры, не зацикливаясь на чём-то одном. Он поёт и джаз, и русские народные песни, и эстраду, и кавер-версии мировых хитов вроде знаменитой песни "Feelings", ставшей его визитной карточкой, и даже такой любопытный стиль, как "голубоглазый соул" (зеленоглазым или сероглазым певцам его тоже исполнять не возбраняется, не думайте). И, что характерно, везде у него получается великолепно, без провисаний.
Кстати говоря, в отличие от многих наших звёзд, которые за пределами России особого интереса не вызывают (как "не представляющие художественной ценности"), у Пенкина в этом плане всё нормально. Список мировых селебрити, с которыми ему довелось сотрудничать, очень велик - от лидера знаменитой "Culture Club" Боя Джорджа, который по части эпатажности сценического образа даст Пенкину сто очков вперёд, и до такого титана мировой музыки как Питер Гэбриэл - тот уже тогда проникся концепцией "world music", основал свою студию "Real World" и выискивал талантливых музыкантов по всему свету; естественно, мимо такого таланта, как Пенкин, он пройти не мог.
Такое признание Пенкина за рубежом несколько контрастирует с тем, что у нас он как будто даже менее известен. Однако ничего удивительного в этом нет - тот, кого на Западе называют не иначе как Принц Серебряный, совершенно не медийная персона, не "звезда" в распространённом смысле слова. Он редко мелькает в прессе, не участвует во всевозможных сборных концертах ко Дню работников речного флота на канале "Россия", и его поклонники, по сути дела, могут слышать его выдающийся голос скорее на концертах, чем на телевидении. Тем весомей повод сходить на такой концерт.
1 февраля, 19:00
Концертный зал Октябрьский
Лиговский просп., 6 (м. Площадь Восстания)
(812) 275-13-00, 275-13-11
|