Выставка «Art for All», открывающаяся 10 декабря в «Артмузе» – один из
этапов турне по крупнейшим городам России международного проекта,
придуманного и реализуемого японским художником Юкио Кондо.
Главная цель проекта – дать шанс каждому человеку в Японии, в России и в
мире, вне зависимости от места жительства, разницы культур,
общественных традиций, материального благосостояния, физических и прочих
особенностей, преодолев границы, понять искусство и соприкоснуться с
ним.
Юкио Кондо работает в традиционной технике нихонга – японской живописи,
не изменившейся с VIII века. Все материалы для нихонга изготавливаются
вручную, процесс создания картины кропотлив и долог. В творчестве Юкио
Кондо нихонга получает новое, современное звучание. Поднимаемые им темы
актуальны и злободневны, но показываются зрителю с ракурса
отстраненности, чисто японской созерцательности и сдержанности. Подобно
слою льда, холодному и прозрачному, скрывающему бурлящие потоки эмоций,
произведения Юкио Кондо кажутся описательными, не вызывающими на
немедленный диалог, но скрывают в себе захватывающие глубины образов и
смыслов.
Растворяться в изображаемом – методика автора. Много лет зимой он
отправлялся на пленэр в заповедник на острове Хоккайдо, где специально
ночевал буквально в снегу, вне дома, для того, чтоб ощутить слияние с
природой. По словам художника, он считал, что готов к работе, когда
медведи, лисы и олени переставали бояться человека и начинали
воспринимать его равным себе. Или дереву. Или камню.
Но не только идиллическое изображение природы привлекало мастера.
Художник – чуткий инструмент, резонирующий на людскую боль и
неблагополучие. С творческими экспедициями он объехал Средний и Ближний
Восток, Юго-Восточную Азию и Индию, и наблюдения за последствиями войн,
разрухи, конфликтов, голода также оказали влияние его творчество. Но и в
этом Юкио Кондо занимает не внешняя сторона, а испытания души: проблемы
сохранения достоинства человека в нечеловеческих условиях.
На выставке представлены две серии работ мастера: «Благоговение перед
природой» и «Утрачиваемое человеческое достоинство», дополненные
литографиями, раскрывающими тему живой природы, и серией скетчей,
посвященных обездоленным детям.
Самой масштабной работой на выставке является ширма «В поисках истины»
или, по второму названию, «Цунами». Размер работы –2,03 х 13,77 метров.
Ей сопутствует ряд эскизных картин на ту же тему.
Таким образом возникает противопоставление стихии разрушения
чудовищными, но естественными силами природы, и разрушения
искусственного, созданного человеком – против человека. Выход Юкио Кондо
видит только в одном – в вечной и неизменной, негромкой и не требующей
участия красоте нетронутой природы.
Нихонга, кстати говоря, полагается смотреть «днем с огнем»– с фонариком,
подсвечивая живопись под разными углами. Особенность нихонга в том, что
краски, получаемые из измельченных минералов (по степени измельчения из
одного минерала можно получить 16 оттенков цвета), меняют цвет в
зависимости от угла падения света. Направляя луч с разных сторон, в небе
можно увидеть звезды, а образы людей и животных кажутся более «живыми» и
дышащими.
На выставке пройдет ряд мастер-классов для детей и взрослых, часть из
которых будет закрытыми – для инвалидов, в том числе по зрению.
Нихонга дает для этого удивительные возможности, так как в основе
пигментов – перетертые минералы, ракушки, кораллы и фрагменты животного
происхождения. Из-за этого каждый цвет различается тактильно,что дает
возможность людям с ограничениями по зрению воспринимать картины на
ощупь, а также самостоятельно создавать живописные произведения.
Все мастер-классы будут проводиться на аутентичных материалах.
Для всех желающих также пройдут открытые мастер-классы.
Запись на них будет объявлена дополнительно.
Ограничение по количеству участников связано с фиксированным количеством
материалов для мастер-классов, привезенных Юкио Кондо из Японии.
10 декабря 2016 - 10 января 2017
Творческий кластер Артмуза
Санкт-Петербург, 13-я линия В.О., дом 70–72
|