За последние лет тридцать мы все привыкли к русскому року во всех его проявлениях, и уже даже его серьёзные, структурные недостатки стали воспринимать как достоинства. Ну как даже довольно странные привычки любимого человека кажутся чем-то умилительным и милым — хотя со стороны это всё смотрится, как бы сказать... не очень.
Поэтому один из главных недостатков отечественного рока — зверскую серьёзность и отсутствие самоиронии – у нас привыкли как бы не замечать. Да ладно бы не замечать: обычно это наоборот позиционируется как главное его достоинство, дескать, мы тут о серьёзных вещах говорим, а вы всё шуточки шутите — как не стыдно? Про это есть хорошая поговорка: «выдавать нужду за добродетель».
Понятное дело, что на одних шуточках и впрямь не выедешь — кто-то должен говорить и о серьёзном, а то и о возвышенном. Но и перегибать палку тоже не стоило бы (на этом в своё время накололся Тим Коммерфорд из «Rage Against the Machine», когда начал яростно порицать забавную группу «Limp Bizkit» за «бездуховность», не стесняясь в выражениях — почтенного рокера никто особо не поддержал, а потом даже арестовали за хулиганство).
Но у нас, к сожалению, все настолько привыкли к «лица общему выражению», что любые отступления от генеральной линии партии воспринимаются немножечко в штыки – и реагируют на них чаще всего бородатыми подколками в духе «что курил аффтар» или «песатель, отсыпь грибов!». Поэтому тонкий и абсурдистский монтипайтоновский юмор многие наши зрители вообще не хотят признавать (могут, но именно что не хотят).
А ведь было время, когда русский рок воспринимался совсем по-другому — и было это как раз тогда, когда, казалось бы, бороться надо с утроенной силой. То есть примерно в начале своего становления, ещё в раннезастойные времена. Он был ироничным, не чурался шуток — когда простецких, когда и очень глубоких, у «Кино» жёсткие и резкие песни вроде «Группы крови» или «Перемен» шикарно оттенялись восхитительно-абсурдным «Бошетунмаем», Гребенщиков и вовсе хитро улыбался из несуществующей тогда бороды в половине песен, и всех это вполне устраивало. Тогда без иронии было никак.
Как раз в то время (может, чуть попозже — во второй половине восьмидесятых) в Ленинграде возникла странная группа с утрированно советским названием – «Неформальное Объединение Молодёжи» или просто «Н.О.М». Уже с первых же концертов группы стало понятно, что это в нашей рок-среде явление странное – даже по тем меркам, когда эта среда ещё не закостенела и регулярно выдавала вполне хулиганские явления вроде того же «Сектора Газа».
Впрочем, рассматривать «Н.О.М.» просто как хулиганство в стиле «А давайте поугораем и что-нибудь матюгами споём, а, пацаны, ыхыхы» было бы совершенно несправедливо – провокаторы и пересмешники из «Объединения» действовали куда более тонкими методами.
Сравнения с «Монти Пайтоном» не случайны – это давно уже стало общим местом, когда говорят про «Н.О.М.». Строго говоря, с самых первых лет их существования это была не столько музыкальная группа, сколько именно что творческое объединение, напоминающее культурные группировки начала двадцатого века (когда слово «группировка» ещё не несло в себе никаких узнаваемых криминальных коннотаций) – вроде футуристов или (особенно, наверное) обэриутов с их изысканным словотворчеством и умением хлёстко высмеять всё и вся, не считаясь с авторитетами.
В узких кругах «Н.О.М.» стали популярны практически сразу — после чего отправились завоёвывать признательность в кругах широких. Как и всё у «Н.О.М.», это стало источником целого моря анекдотических ситуаций — хоть «чёрную» комедию снимай. Например, легендарное совместное турне по колхозам и райцентрам с уже набравшим обороты Игорем Тальковым: когда простые советские люди приходили послушать красивые патетические песни про то, как нам обустроить Россию, а в результате с негодованием попадали на полубезумные перфомансы «номовцев» с песнями в духе «Я есть инопланетный жрец»...
Так наступили девяностые. Теперь «Н.О.М.» уже были не просто талантливыми, но никому не известными дебютантами – они уже создали себе весьма устойчивое имя, обрасли огромным количеством поклонников, и их новых альбомов уже ждали по-настоящему. (Кстати, не нужно забывать, что к тому времени отечественные меломаны уже вполне себе могли ознакомиться с западными группами подобного толка – и понять, что у тех-то безумства попадались и куда более дикие).
Десятилетие группы, однако, «Н.О.М.» отметил довольно неожиданно – распался на две группы (так что теперь вполне логично было бы называть их «Неформальное Разъединение Молодёжи». Впрочем, один из этих осколков не продержался и трёх лет, окончательно распавшись в 2000-м — не помогло даже то, что его возглавлял один из основателей группы Сергей Кагадеев.
Вторая же часть некогда единого целого смогла устоять на ногах – и постепенно именно эта часть «Н.О.М.» стала тем фундаментом, на котором братья Кагадеевы сумели построить группу заново. Ныне «Объединение», как и всякая большая группировка, конечно, теряет участников, но чувствует себя гораздо лучше, чем когда-либо – снимает фильмы, устраивает арт-перфомансы, ну и, last but not least, записывает музыку – а с этим у группы даже в худшие времена проблем не было.
10 июля, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|