Авторская песня в России, а ранее в СССР – это гигантский и необъятный пласт культуры, аналогов которому в других странах так навскидку и не найдёшь. То есть, конечно, можно вспомнить фолк, кантри, Боба Дилана там, Джонни Кэша, но всё это будет сравнениями очень натянутыми. В самом деле — что общего между Джоан Баэз и четой Татьяны и Сергея Никитиных, например? Ну, то, что они поют под гитару. Ну так мало ли кто поёт под гитару!..
Нет, само собой, авторская песня в совершенно «нашем» значении вполне себе существовала и в других странах (особенно в «соцлагере» – это само собой разумеется). Так что же такого поразительного именно в российских бардах, что выделяет их из ряда других? Как бы поточней сформулировать: феномен отечественной авторской песни именно в том, что она стала, хм, феноменом. (Звучит рекурсивно, ну да что тут поделаешь).
Как жизнь на Земле могла зародиться только при удивительном совпадении очень и очень многих условий – так и для возникновения бардовской песни должно было совпасть очень многое, в строго определённом месте и в строго определённое время. Без «хрущёвской оттепели» это было почти невозможно, без тотальной «гитаризации» общества – невозможно вовсе. А цензура, пускай смягчённая, но никуда не исчезнувшая, вынуждала маскировать высказывание, пользуясь «эзоповым языком». (Это потом дало странный итог: когда в самой безобидной песне, какой-нибудь «Лыжи у печки стоят», обязательно чувствовались сильнейший политический подтекст и аллегория, которых, может быть, авторы вовсе туда и не закладывали). В общем, КСП – феномен примерно того же порядка, что и другая аббревиатура, КВН: массовое и по-настоящему народное искусство.
Над бардовской песней можно подтрунивать, иронически цитировать «Изгиб гитары жёлтой» в постмодернистских стишках и рисовать карикатуры на бородатый людей в свитерах с оленями. Это всё простительно — в эпоху тоталитарного постмодерна издевкам подвергается даже сам постмодерн (и даже в первую очередь), что уж там говорить о традиционных формах искусства. Но огромную значимость бардовской песни и КСП вряд ли кто станет отрицать — да это и бессмысленно. Это поле возделывали такие люди, как Галич, Визбор, Окуджава. На этой почве взошла исполинская фигура Владимира Высоцкого. А можно ли себе представить поволжское лето без Грушинского фестиваля?
Самодеятельность. Это слово сейчас чаще всего употребляется или в ироническом ключе («Это не рок-концерт, а кружок самодеятельности!»), или в прямо осуждающем («Опять самодеятельность развёл? Три наряда!»). Тем не менее, когда движение авторской песни только зародилось, её исполнители именно так себя и называли. Собственно, КСП ведь так и расшифровывается - «Клуб самодеятельной песни». Ни о каких «бардах» и «менестрелях» речи тогда и не шло — и в самом деле, если менестрели, то почему уж тогда сразу не миннезингеры?
Впрочем, если вспомнить, что средневековые барды нередко исполняли для простого народа не куртуазную лирику, а иронические песенки-пересмешки, – тогда да, это вполне нормальное название. Потому что это как раз в стиле отечественного КСП – весёлые и легко-сатирические зарисовки, беззлобные, но вовсе не беззубые. А особенно плодотворно работает на этом поле уже много лет известнейший российский поэт-песенник Тимур Султанович Шаов.
Шаов по образованию медик, как и его знаменитейший «коллега по гитаре» Александр Розенбаум. Это очень характерно — почему-то в России сатира традиционно покоряется врачам (вспомним Чехова и Булгакова!). Видимо, дело в некоем особом «комплексном подходе» к врачеванию язв — не только телесных, но и душевных. И не путайте, пожалуйста, с профессиональным цинизмом! – никто из вышеперечисленных никогда им не отличался. Совсем без цинизма и во врачебном деле, и по части сатиры, конечно, не обойтись; но истинный профессионал никогда не позволит цинизму стать деструктивным, самодовлеющим. В том числе и Тимур Шаов — его песни именно что лирико-сатирические (странное сочетание, но это так!), а вовсе не издевательские.
Шаов – это воплощение именно «самодеятельной песни» в лучшем смысле слова: то есть, он никогда не учился музыке профессионально, да и в советские времена музыка не была его главным занятием. Да что там — и в российские тоже. Собственно, поэтому Шаов и воспринимается представителем «новой волны» российской бардовской песни — свою врачебную практику он оставил только в начале двухтысячных, а до этого больше десяти лет «оттрубил» скромным поселковым врачом в карачаево-черкесской станице.
Впрочем, последнее десятилетие Шаов практически полностью посвятил творчеству — и отечественная самодеятельная песня (будем по старой памяти называть её так) от этого очень сильно выиграла. С этого времени Шаов начал активно гастролировать по стране, записывать альбомы, коих у него в активе уже больше десяти. Что самое важное, он никогда не повторяется – его остроумные песни (их даже лучше назвать не песнями, а сатирическими миниатюрками) освещают всевозможные стороны нашей неоднозначной действительности, но как-то по-доброму, без язвительности. Даром что Шаов — гастроэнтеролог и в язвах знает толк.
10 июня, 19:30
Концертный зал у Финляндского вокзала
Арсенальная наб., 13/1 (м. Площадь Ленина)
(812) 542-09-44
|