Мюзикл – один из важнейших и актуальнейших жанров театрального искусства, хотя к этому статусу он шёл долго. История мюзикла весьма насыщенна и включает в себя взлёты, падения, поиски новых форм и провалы… Изменчивый как ртуть, мюзикл мутировал, эволюционировал, перетекал из одного состояния в другое, метался от оперетты к рок-опере и обратно… В жанре мюзикла (в том или ином его проявлении) работали крупнейшие композиторы – Уэббер, Бернстайн, Гершвин…
Само зарождение жанра не то чтобы окутано тайной, но историю имеет весьма противоречивую и путаную. Когда именно из синтеза водевиля, варьете, серьёзных драматических постановок и проч. выкристаллизовался новый, самостоятельный жанр – сказать трудно. На звание первого мюзикла, так сказать, праотца жанра, претендуют несколько произведений, но по-настоящему расцвёл мюзикл только в начале XX века, в США.
Первоначально американский мюзикл находился под сильным влиянием английских шоу, из которых его ноги, собственно, и росли. Перелом случился после Первой мировой – истерзанной, обескровленной в Le Grand Guerre Британии было, мягко говоря, не до помпезных представлений; так что американские шоу вышли из тени своего старшего брата и принялись самостоятельно развиваться, причём не по дням, а по часам.
Квинтэссенцией жанра, его лицом и главной доминантой стал, безусловно, Бродвейский Мюзикл (именно так, с большой буквы). Даже очень далёкий от американской культурной парадигмы человек наверняка хоть раз да слышал такие названия как «Кошки», «Призрак Оперы», «Вестсайдская история» или «Эвита». Запредельный уровень постановки, актёров и композиторов, колоссальные бюджеты, сложнейшая сценическая механика и машинерия – всё это привело к тому, что бродвейские постановки на долгие годы монополизировали само понятие «мюзикл».
Ситуация несколько изменилась в 1980-м году – когда на сцене парижского «Palais des Sports» состоялся премьерный показ одного из самых известных и долгоиграющих мюзиклов в истории – «Отверженные» по роману Виктора Гюго. Грандиозная постановка, задавшая новую планку стандартов для евромюзиклов, доказала: бродвейским мюзиклам придётся потесниться на своём локальном Олимпе и впустить туда дерзких французских дебютантов.
Мюзиклам по романам Гюго всегда везло на зрительское признание. Вот и появившееся в 1998-м году совместное французско-канадское шоу «Нотр-Дам де Пари» по роману «Собор Парижской Богоматери» ожидал такой же фантастический успех. Мюзикл не просто снискал любовь взыскательной французской публики – он стал одним из самых значительных культурных событий Франции за последние …дцать лет. (Особенно это касается полюбившейся нашему слушателю песни «Belle», которую у нас исполнял на заре своей карьеры дуэт Лазарев-Топалов: во Франции песня возглавляла чарты в течение 33 недель!).
Феноменальная популярность мюзикла дала старт множеству больших певческих карьер. В первую очередь это, конечно, относится к канадцу Пьеру Гарану или попросту Гару (кстати, в оригинальном составе мюзикла практически все актёры родом из Французской Канады). Как певец, Гару раскрылся довольно поздно: до «Нотр-Дам де Пари» у него не было ни одного не то что альбома – даже банальных рабочих демо-записей. «Выстрелил» он по-настоящему только после того, как прославился в роли Квазимодо – да так выстрелил, что записал уже пять только студийных альбомов. Такую же историю могут рассказать про себя большинство его коллег, занятых в мюзикле, – почти у всех роль в «Соборе» стали «терминатором», границей, разделяющей периоды относительной безвестности – и мировой славы.
В России "Собор" стал, пожалуй, самым популярным западным мюзиклом в принципе. Во-многом этому поспособствовала эталонная адаптация постановки для отечественного зрителя (кстати, либретто для русской версии писал легендарный бард Юлий Ким). В России французские артисты «Нотр-Дама» уже давали гастроли; но лишь теперь нашу страну посетит оригинальный состав мюзикла – Гару, Элен Сегара, Даниэль Лавуа и другие звёзды, выступавшие 15 лет назад в премьерном показе "Нотр-Дам де Пари".
10 марта 2013, 19:30
Ледовый дворец
просп. Пятилеток, 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20, 718-66-22
|