Когда мы говорим про музыку в стиле «металл» (правильнее «метал», но так уж у нас устоялось), то наши взоры как-то автоматически устремляются на север — в страну льдов, древних скандинавских богов, Старшей, Младшей и ещё какой-нибудь Эдды, Харальда Синезубого, конунгов и викингов.
Это, в принципе, понятно. «Метал» – это в Скандинавии настолько ходовой товар, что даже американские и британские основоположники жанра с трудом отбиваются от бешеного напора всевозможных «Терионов», «Найтвишей» и «Стратовариусов». Так что если вы вдруг услышали характерный думерский рифф, а после этого на кристально чистом английском языке кто-то оперным голосом пропел строфу про Валгаллу, очищение огнём и славу павшим героям, – будьте уверены процентов на девяносто, что музыканты этой группы носят фамилии вроде Торвальдсона и Ниеттимякки.
Однако не Скандинавией единой жив тяжёлый металл! (Собственно, если бы ТОЛЬКО Скандинавией, то он бы давно вымер, ибо северяне, при всей своей предприимчивости, подвизаются лишь в нескольких стилях вроде блэка и непременного симфоник-метал). Вообще, европейский метал — это громаднейший и очень важный для развития жанра пласт, который ещё осваивать и осваивать. Пока кайло с киркой не сломаются — а там уже и новые группы подоспеют. Вот взять, к примеру, «Blind Guardian» или «Helloween» – чем не современная классика?
Так что одно дело быть основоположниками, которые уже сыграли всё, что можно, и теперь благодушно почиют на лаврах, поигрывая спокойное буги «для души»; другое дело – активно участвовать в развитии жанра, постоянно придумывая что-то новое. И для этого совершенно не обязательно быть родом из «Королевства Метала» или там с «Родины Слонов» – в единичном экземпляре по-настоящему великие группы могут возникать даже в таких периферийных музыкальных державах, как Польша.
Сразу отставим в сторону смешные анекдоты про поляков — это чисто американская «фишка», пусть они их и рассказывают. Но если без анекдотов, то о музыкальной жизни Польши у русского человека представление обычно самое смутное: навскидку вспоминается популярная группа «Riverside», да ещё — в основном из-за названия – диковатый коллектив «Пижама порно».
Тем не менее, и в слабовыраженном польском метале есть своя по-настоящему культовая группа — причём известная не только у себя на родине, но и за рубежом. Культовая – это не преувеличение, потому что её влияние на развитие экстремального метала игнорировать невозможно. Группе уже больше двадцати лет, играет она сложносочинённую смесь блэк- и дэт-метала с сильными оккультными мотивами, и название носит соответствующее – «Behemoth» (в средневековой демонологии — весьма серьёзный и неприятный характером товарищ, демон-трикстер. Булгаковский кот Бегемот — это именно оттуда).
Возникновение группы относят к 1991-му году, хотя само название «Бегемот» появилось позднее, а тогда команда называлась «Бафомет» (как бы сказал герой Куприна – «Из одной минералогии»). В то время будущие певцы тёмных сил, хоть уже и называли себя страшными и звучными именами вроде «Холокосто» и «Содомайзер», ещё были подростками, а самым грозным демоном, с которым им приходилось сталкиваться, была учительница по математике. И всё же это был 91-й, время, когда вся Восточная Европа бурлила и кипела, где-то — в исступлённом ожидании перемен, где-то — в ужасе от них же. Самое продуктивное время для появления ну оооооооочень жёстких и брутальных рок-групп.
«Бафомет», хотя и состоял из ну ооооооочень молодых музыкантов, с первых дней существования доказал, что эти парни — вовсе не щенки, и спуску никому не дадут. Сначала юные металлисты планомерно завоёвывали популярность в пределах родного Гданьска, потом их известность вышла далеко за границы Гданьска и Польши вообще — и это при том, что им ещё не исполнилось и двадцати!
Такой быстрый успех и в столь юном возрасте — это скорее характерно для «ситуации Джастина Бибера», а не для брутальных «металлюг», которым пристало быть суровыми волосатыми мужиками. Но «Бафомет», через год после создания переименованный в собственно «Behemoth», преспокойно оспорил эту аксиому. Почти сразу после создания группы музыканты записали несколько пробных альбомов — демозаписи и пластинки, выпускаемые ограниченным тиражом. А уже через пару лет они созрели и для выпуска полноценного «студийника» – альбома «Sventevith», который и стал для группы прорывом в высшую лигу.
Надо сказать, что «Бегемоты» никогда не боялись экспериментировать, что вообще жанру не всегда свойственно — многие металлисты как загоняют себя с младых ногтей в рамки, скажем, дум-метал, так и играют в нём всю жизнь. Польские рокеры на этом фоне выделяются — сначала они играли типичный блэк-метал, со временем перешли на дэт, и наконец, ближе к рубежу веков, соединили эти стили, заиграв очень своеобразный «блэк-дэт-метал». Жанр был известен и раньше, он зародился примерно в середине девяностых, но настоящую жизнь в него вдохнули именно поляки «Behemoth» – и уже одним только этим они заслужили место в Зале Славы металлической музыки. Но разве этим их вклад исчерпан? Как бы не так: Бегемот — существо внушительных размеров и издаёт весьма громкие звуки. Будем слушать.
10 мая, 19:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118 (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68
|