Про инди-рок в википедии сказано мягко и деликатно: дескать, это «обобщающий термин для широкого диапазона музыкантов и стилей... имеющих НЕКОТОРОЕ отношение к рок-музыки». Это может показаться довольно ехидным, но в действительности всё обстоит ещё жёстче: инди-рок — это адская мешавень, вавилонское столпотворение, винегрет в деревянной плошке с росписью под хохлому.
Всё это происходит оттого, что под слово «независимая» подходит такое количество всевозможной музыки, что от этого может закружиться голова. А то, что в последние годы у инди-рока появились довольно чёткие вторичные и первичные половые признаки, только добавляет в эту ситуацию ещё больше путаницы. Ведь теперь под инди-роком понимается, простите, что? Негромкий интеллигентный софт-рок, с чётко прослеживаемыми корнями в пост-панке и брит-попе, с примесью электронной музыки и лёгкой технократии. В рубашках-поло от «Lacoste» и непременно узких джинсах. Так что вот, мы, кажется, нашли определение для жанра: «рок в узких штанах».
Смешно? Наверное. Потому что возникает вопрос, как в это определение вписывается, скажем, дикий жестяной ураган «Nine Inch Nails», который сейчас – именно что независимая музыка (Резнор всеми силами пытается освободиться от диктата звукозаписывающих студий и творить, не оглядываясь на формат вовсе). А ещё, пожалуй, вспомним, что большинство самых популярных сейчас инди-групп записывается на самых что ни на есть мэйджор-лейблах – и придётся признать: слово «independent» в названии жанра давно превратилось в милую условность, пустячок, не дающий совсем уж забывать о корнях.
И всё-таки есть у инди-музыки свой определённый шарм, не позволяющий сказать, что это, мол, обычный рокапопс (чисто российское изобретение, между прочим). Инди – это очень гибкий стиль. Мало кто сможет с уверенностью сказать, что же именно он из себя представляет, но в этом и его сила: инди-рокеры смело могут экспериментировать и пускаться в совсем неординарные опыты, не боясь, что их смешают с грязью некоторые фанаты – как у того же «Аукцыона», чьи совсем уж олдовые фаны двадцать лет ждут вторую «Птицу»...
В Россию инди-рок пришёл с некоторым запозданием — это у нас как будто всегда так, но в данном случае выглядит странновато, потому что во время пика инди-музыки уже вовсю развивался интернет. Казалось бы: качай, слушай, учись, твори. Но всё-таки к инди в нашем музыкальном пространстве долго относились с сильным недоверием: уж больно оно было нездешнее. Нет, понятно, и пост-панк – не самый корневой русский стиль (мягко говоря), но вот попробуйте убедить в этом поклонника «Агаты» и «Кино»!
И всё-таки именно нашей рок-музыке (да и не только року), слегка закосневшей и варившейся в собственном соку, небольшой подкожный инди-впрыск оказался весьма кстати. Это было такое дуновение свежего ветерка — который принёс в наши широты споры весьма экзотических и красивых растений. Скажем, электронные кудесники «Ёлочные игрушки», которые показали, что русская электроника — это далеко не только дискотечные «тымц-дымц, умца-умца»; мало того, они ещё и стали причастны к появлению двух невероятно самобытных проектов – «2H Company» и «Самое Большое Простое Число» (обе этих группы заслуживаю особого разговора).
Очень характерная черта отечественного инди-рока – это его текучесть и изменчивость. Это касается даже не только звучания, а даже состава групп. Вот откройте учебник географии и перечитайте страницы, посвящённые формированию земных континентов – примерно то же самое происходит и в нашем инди. Одни группы распадаются и совсем уходят со сцены, другие меняют состав на сто процентов, собираются супергруппы из участников известных коллективов...
Примерно таким же путём и зародилась одна из самых интересных групп нового русского инди с милейшим названием «Окуджав». К авторской песне, как можно было бы предположить из названия, «Окуджав» отношения не имеет... хотя что такое современная инди-сцена, как не модернизированная бардовская музыка? И у пикника «Афиши» с Грушинским фестивалем больше общего, чем кажется на первый взгляд...
Впрочем, над этими общими местами поразмыслить можно как-нибудь в другой раз — пока же вернёмся к «Окуджаву». Коллектив, появившийся на свет меньше года назад, – это как раз и есть типичная супергруппа (не в значении «живые классики», а в том смысле, что участники «Окуджава» раньше выступали в других известных коллективах разной степени успешности).
Вроде бы главным действующим лицом «Окуджава» кажется Вадим Королёв, который в группе отвечает за всё, за что обычно отвечает лидер. Однако если вспомнить предыдущую группу Вадима, пермский «Пиллар», то будет над чем задуматься: её нельзя было назвать даже «широко известной в узких кругах» – она и там была узко известной.
И тут фокус внимания плавно смещается на Катю Павлову — вокалистку уже куда более известных «Обе две», которая в «Окуджаве» ведёт басовую линию. Впрочем, только ли басовую? Кажется, что нет: тонкий, лирический и абсолютно не пошлый инди-рок, имеющий мало общего с бодрым до дрожи в коленях рок-изводом «Пиллара», лежит вполне в русле предыдущего творчества Павловой. Оно, пожалуй, и к лучшему – мало ли у нас скачущего мачо-рока абсолютно в формате «Нашего радио»? А «Окуджавов» мало — дайте две, как говорится.
10 октября, 19:00
Клуб Dada
Гороховая, 47 (м. Сенная площадь)
8(921) 424-39-69
|