Отечественная электронная музыка – как тот суслик, которого никто не видит, а он таки существует. Точнее будет даже так: этого суслика видят очень многие, но со стороны самой разухабисто-скотской — вот он шатающейся походкой зомби тащится через танцпол, обдаёт всех вокруг коктейлем «Отвёртка» и наступает на ноги танцующим; а потом добирается до ди-джея, выкидывает его из-за пульта и с добродушным матерком ставит на полную громкость дремучий техно-поп десятилетней давности, закольцованный в дикий нескончаемый луп. Ну и как с таким сусликом разговаривать? Да канделябром его, скотину!..
Между тем, есть у нашего суслика и совершенно другое лицо, «светлый двойник», добрый доктор Джекил при злом мистере Хайде. Именно эта музыка не позволяет говорить пренебрежительное «фи», когда речь заходит о российской электронике. Если разобраться и покопаться, то окажется, что и наша электронная сцена способна выдать очень много вещей с «лица необщим выраженьем», которые и на западе будет не стыдно показать, и на каком-нибудь юго-востоке. Просто вспоминаем модифицированный закон Старджона: «90% всего на свете — полное барахло», и становится понятно, почему ситуация такова, какова.
А ведь нам сам бог велел писать электронную музыку вполне мирового уровня — не потому что «американцы тупыыыыые» и «ну откуда в Италии мята?», а просто потому что традиции у нас хорошие. Пионеры электроники как жанра начинали работать ещё в двадцатые годы — взрыв футуризма, новые формы искусства, смыслотворчество; а в СССР двадцатых позиции футуризма были очень сильны, это мы знаем из банального учебника литературы за десятый класс. Но ведь это касалось и музыки!
Взять того же Льва Термена — великого первопроходца, создавшего важнейший для ранней электроники инструмент терменвокс. Электронные произведения писали виднейшие композиторы того времени – и выдавали музыку мирового уровня. Да, потом, с развитием совсем уж махрового соцреализма, футуристические инновации оказались задвинуты в уголок, но всё равно прорывались этакими вулканчиками из-под лавовой корки официоза. Причём иногда в очень странной форме — взять то же повальное увлечение синтезаторами, которые чуть не превратили всю советскую музыку 70-80-х годов в один большой... синти-поп!
В девяностые электронная музыка сделал всё от неё зависящее, чтобы загнать себя в концлагерь бессмысленного и беспощадного клубняка. Это продавалось, пипл, по бессмертному выражению Богдана Титомира, хавал, а всё остальное загонялось в неформат. Ситуация была плачевная, а успех западных групп вроде «The Prodigy» её только оттенял: понятно было, что можно как-то по-другому... а как?
Всё сильно изменилось с появлением интернета, который прилично повлиял на саму картину миру — что уж говорить о музыке. Молодые музыканты, которым формат был как удавка на шее, получили возможность находить своего слушателя — людей, не очень желающих слушать дикий и тотальный клубный трэш. Встретились, короче говоря, два одиночества — и выяснилось вдруг, что этих одиночеств наберётся на немаленькую армию.
Российский электронщик Mujuice при беглом знакомстве с его творчеством кажется музыкантом настолько западной формации, что, в общем, и не похож на российского. И тем не менее — его настоящее имя Роман Литвинов, родился он тридцать лет назад в Москве, да и живёт в России. И, может, тем в первую очередь и интересно его творчество — в нём очень причудливо соединяются и западная, и наша электронные традиции и дают очень интересный эффект. Этакий алхимический брак Запада с Востоком...
Муджуса часто относят к жанру IDM (расшифровывается как intelligent dance music – собственно, из названия понятно, что это, о чём и для кого). В принципе, все основания для этого есть – творчество музыканта вполне укладывается в каноны «умной танцевальной», как то: сложная структура, изобилие приёмов, богатый инструментарий... Это всё правильно; но этим музыка Муджуса отнюдь не ограничивается.
Роман Литвинов уже в подростковом возрасте не просто увлекался музыкой, а сам её сочинял. Поэтому неудивительно, что уже к двадцати годам у него накопилось достаточно багажа для того, чтобы выйти в свет и там не опозориться. Большим событием его дебютная запись 2004-го года, конечно, не стала: и сама она была ещё сыровата, и электронная музыка в принципе только начинала выходить из жанрового гетто. Важно было другое: успех пластинки, пусть и ограниченный, показал юному музыканту, что развиваться надо именно в этом направлении, не уходя в голимый мэйнстрим. Не прогибаться под изменчивый мир, короче говоря.
Муджус и стал потихоньку гнуть мир под себя – и уже лет через пять настолько в этом преуспел, что сам одним из хэдлайнеров российской электронной сцене. Когда мы говорим о том, что с конца «нулевых» российская инди-музыка стала развиваться довольно стабильными темпами — не стоит забывать, что за этим и стоят труды таких подвижников, как Муджус, «СБПЧ» или «Ёлочные игрушки». Эти исполнители доказали, что электронная музыка — это не только и даже не столько примитивное дискотечное тымц-дымц. А наблюдать за эволюциями Муджуса и вовсе приятно даже человеку, не слишком близкому к жанру: когда музыкант, прилично освоивший одну поляну и ставший на ней кем-то вроде короля, резко и красиво меняется и уходит осваивать совсем другую — это всегда крайне интересно.
10 октября, 20:00
Ресторан Биржа
Биржевой пер., 4 (м. Василеостровская)
(812) 925-88-06
|