Для людей, которые, скажем так, не погружены в классическую и академическую музыку, фамилии великих композиторов прошлого значат примерно столько же, сколько имена классиков из обязательной школьной программы. То есть вроде бы не ознакомиться нельзя, но лучше как-то... в сборнике «Произведения русской литературы в кратком изложении».
Сатирик Михаил Задорнов однажды привёл на концерте цитату из школьного сочинения: Бетховен, дескать, «сочинял неплохую (!) музыку». Полагаете, Задорнов это придумал для вящей смехоты? Тогда можно порекомендовать вам следующее: зайдите в одну известную социальную сеть и в поиске аудиозаписей наберите «Моцарт». Узнаете много любопытного: например, что Моцарт — автор саундтрека к фильму «Реквием по мечте». Кстати, писать фамилию композитора правильно — совсем не обязательно: по запросам «Моцорт» или «Моцерд» поиск тоже выдаёт немало результатов. Меньше, чем Моцарту, в этом отношении повезло только Баху — беспощадный поиск первым делом выводит вместо него популярного рэппера Бахх Ти.
Короче говоря, узок круг классиков, и страшно далеки они нынче от народа. Впрочем, не стоит сразу же разражаться злобствованиями в адрес молодого поколения «юзеров айфонов» - мол, падает культурный уровень, и всё такое прочее. Он, конечно, падает, но ещё в советское время братья Стругацкие в «Хромой судьбе» резонно негодовали: «мы жаждали джаза, а нас душили симфониями». Даже самый вкусный вишнёвый пирог может, извините, полезть обратно, если всё время пичкать им насильно в гомерических количествах.
Именно так произошло с классикой, и не только у нас, а и во всём мире, пожалуй. Сначала считалось просто неприличным не знать классическую музыку, затем это стало уделом эстетов, завсегдатаев консерваторий, а ещё позже люди стали считать, будто «Времена года» Вивальди написала Ванесса Мэй. Да что там: автор этих строк своими ушами слышал наивный вопрос — будет ли на концерте в честь дня рождения композитора 17-го века Дитриха Букстехуде присутствовать сам именинник?
Да, классика несколько оторвалась от современного слушателя, и желание многих деятелей искусства как-то её обратно к слушателю приблизить объясняется легко. Но как? Снова «душить симфониями», «слушать от сих до сих!», «Долой Эминема, даешь Монсиньи!»? Такими методами можно только отбить к классике всякий интерес.
Более конструктивным представлялось другое: сделать классиков — современниками, показать нынешнему слушателю, что и сами музыканты классической эпохи, и их музыка ближе, доступней, чем может показаться. Как это сделать? Ну вот например взять легенду мировой классики и сочинить про неё мюзикл, а то и рок-оперу. Главным героем рок-оперы, в конце концов, стал даже Иисус Христос, так уж что говорить о людях, с которыми слово «музыка» до 20-го века ассоциировалась в первую очередь?
Именно таким путём пошли французы Дав Аттиа и Альбер Коэн, ставшие продюсерами и авторами идеи рок-оперы «Моцарт». Французы вообще поднаторели в создании эпических музыкальных спектаклей: в конце концов, ну кто не мычал в своё время въедливую "Belle" из мюзикла «Собор Парижской Богоматери»? А уж когда речь идёт о Вольфганге Амадее — тут сам бог велел сотворить нечто из ряда вон.
Ведь сам Моцарт на удивление современен: его легко представить в образе гениальной рок-селебрити нашей эпохи, а музыка его, как бы кощунственно это ни прозвучало, нет-нет да и донесётся рингтоном из чьего-нибудь мобильника (впрочем, сам Моцарт, человек, по воспоминаниям современников, очень лёгкий, едва ли счёл бы это кощунственным).
Потому и жизнеописание композитора легко можно выразить в любом формате. Это может быть романтическая комедия в духе «Влюблённого Шекспира» (тут нужно будет убрать часть с «Реквиемом»); может быть драма с налётом мистицизма (тот самый якобы таинственный незнакомец, заказавший Моцарту пресловутую лакримозу); может — детектив про Эраста Фандорина, расследующего спустя века жестокое отравление Вольфганга Амадея (впрочем, тему с отравлением вполне раскрыл Пушкин). Можно даже соорудить конспирологический триллер вроде «Кода да Винчи» с раскрытием темы Моцарта-масона!
Тем паче, что мы говорим, как-никак, о рок-опере — то есть жанре очень пластичном и позволяющем себе несколько большие вольности, нежели стандартный мюзикл. То есть когда в рок-опере условный Тит Андроник начинает под гудение бас-гитары голосить песню про Джанго из спагетти-вестерна — это в целом нормально и эклектикой не смотрится (кстати, думается, что сам Моцарт, перевернувший и революционизировавший оперный жанр, отнёсся бы к этому с полным сочувствием).
Впрочем французы, к счастью, в такие крайности не ударились: их «Моцарт» приближен к действительности ровным счётом настолько, чтоб зритель не счёл спектакль занудной документалкой. В остальном же это выдающееся шоу — масштабное, превосходно поставленное, с отточенной режиссурой и, возможно, сильнейшей музыкальной составляющей среди всех мюзиклов последних лет ...дцати. К слову сказать, в Санкт-Петербург «Моцарт» приезжает в своём оригинальном, лучшем составе — со всеми звёздами и блистательным Микеланджело Лаконте в роли великого Вольфганга Амадея.
10 октября, 20:00
Ледовый дворец
пр. Пятилеток, 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20, 718-66-22
|