«Нет ничего хуже, чем резкая фотография с нечёткой идеей»
Энсел Адамс
«Если фотоснимок показался Вам недостаточно резким и четким, присмотритесь внимательнее, вероятно его смысл не в резкости изображения»
Неизвестный фотограф ХХ века
«Абсолютно резкое изображение, подчеркивая линии и контуры, затрагивает в первую очередь наши органы зрения и логику узнавания. Фотография с менее резкими и четкими линиями провоцирует у зрителя образное мышление и проще обращается к подсознанию»
Умозаключение автора
Примеров подобных рассуждений и выводов можно привести множество, но даже все они, собранные воедино, не смогут дать зрителю тех простых и емких впечатлений, которые он сможет получить, созерцая камерную выставку фотоснимков, сделанных Александром Рощиным с помощью простейшего однолинзового объектива – Монокля.
В современную эпоху невероятного технического прорыва, когда фотографировать стало возможно практически любым электронным устройством, когда оптическое и техническое совершенство достигло невиданных прежде пределов, когда на Земле и в космосе сфотографировано практически всё видимое и невидимое, в истории фотографии настаёт время для исповеди.
Лаконичные и бесхитростные сюжеты, апеллирующие к духовным ценностям, к простым и понятным в любом конце Света человеческим отношениям и чувствам, несущие душевный покой и повествующие о непреходящей красоте окружающего мира – такими предстают серии работ Александра сделанные на Псковщине, в Болдино, на Соловецком архипелаге и в Ленинградской области.
Александр Рощин по профессии фоторепортёр. В его работе необходима точность, быстрота и резкие чёткие фотоснимки с интересным сюжетом и композицией. Таких кадров у автора немало. Тем более удивительно его обращение в новом веке к архаичной мягкорисующей оптике, в частности – Моноклю.
«Окружающий нас Мир удивительно богат и разнообразен. Многочисленные попытки современников его дополнить и приукрасить своими собственными фантазиями вызывает у меня глубокое сожаление. Оглянуться вокруг, увидеть и почувствовать совершенство во всех его проявлениях – это и есть подлинное искусство. Настоящие фотографии не рождаются за доли секунды, поиск тем и сюжетов идет годами. Откровения случаются внезапно и неожиданно, словно послание свыше. А впрочем, так оно и есть. Время вдруг останавливается, огромный Мир сжимается до лаконичного и ёмкого сюжета, и если фотограф готов, в этот момент происходит рождение снимка. Снимка уже готового, поскольку далее идет вполне банальный технический процесс его переноса на плоскость фотобумаги…», - рассказывает Александр о своих работах.
Под паранджой художественности в большинстве снимков автора убедительно просвечивает зрелое ядро реалистичной документальности и драматическая правда жизни. Его фотографии документальны по природе, лиричны по содержанию и романтичны по технике выполнения. Они так похожи на самого Александра.
Несмотря на видимое техническое родство, серии работ и отдельные фотографии, безусловно, несут различное эмоциональное звучание, подчеркнутое тончайшей световой нюансировкой и цветовой гаммой. Цвет в работах Александра порой эфемерен и почти невидим, порой насыщен и густ, а в серии «Соловецкая исповедь Монокля» полностью растворяется в черно-белой воздушной тональности, подчёркивая классический процесс плёночной фотографии. Цифровая и классическая чёрно-белая фотография в экспозиции без антагонизма соседствуют рядом и, благодаря своей различной природе, благотворно дополняют друг друга.
Если в изображении мы находим глубокое содержание, не так уж важно резко оно или слегка размыто, сделано на фотоплёнке или на матрице, размером со стену или почтовую открытку.
По материалам Александра Рощина
11 – 29 ноября 2015
Выставочный зал Московского района СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Московского района»
Малый зал
Санкт-Петербург, пл. Чернышевского, 6.
(812) 368-10-32
|