Есть в нашей рок-музыке немало групп и отдельных исполнителей, без которых эту самую музыку представить себе просто немыслимо. Это, так сказать, билдинг-блоки: разве можно просто так, незаметно, вычеркнуть из нашего рока, скажем, «Алису» или «Наутилус Помпилиус»? Разумеется, нет — потому что в неоднозначном, но величественном здании русского рока сразу возникнут зияющие провалы.
Причём нельзя даже как-то определённо сказать, какой из кирпичиков этого здания более значим. Что для русского рока важней - «Чайф» или «Агата Кристи»? «Пикник» или «Крематорий»? «Аукцыон» или «ДДТ»? Выбирать здесь, по большому счёту, не из чего, потому что каждый камень тут является краеугольным, и нельзя сказать, дескать, «Кино» важней «Гражданской обороны» по такой-то и такой-то причине — ведь на это можно ответить, что и «ГрОб» важней, чем «Кино», и тоже привести какие-то, не менее веские причины. Истину тут найти трудновато, да и нужна ли она?
Впрочем, одно можно утверждать чётко и однозначно (не греша против истины) — то, что все эти кирпичики должны быть установлены на некоем фундаменте, «роке изначальном», «откуда есть пошёл рок русский», перефразируя летописца. Это фундамент, пожалуй, должен быть весьма мощным, чтобы выдержать на себе такую махину! И он таковым и является — ведь мы говорим о таких группах, как «Машина Времени» и особенно «Аквариум».
В метафизическом плане «Аквариум» существовал всегда, с начала времён, с той поры, когда великий мезозойский океан Тетис разделил суперконтинент Пангею на две части. В этом есть глубокая внутренняя логика: кому нужны такие приземлённые вещи как годы создания группы, когда речь идёт о Вечном? Конечно, сами музыканты не без иронии относятся к таким определениям, и посвящённый сорокалетию группы тур неспроста был назван «4000 лет». С другой стороны, если уж про какую группу и можно сказать — ей и правда четыре тысячи лет — то только и исключительно про коллектив Бориса Гребенщикова.
Вообще, когда говорят «Аквариум» - подразумевают почти всегда самого бородатого гуру; каким бы это ни казалось несправедливым, но имена остальных участников группы знает довольно ограниченный круг завзятых меломанов или просто больших поклонников группы. Гребенщикова же знают все, и очень часто вместо пространного объяснения, мол, иду на концерт группы «Аквариум», следует лапидарная фразочка: «Я иду на БГ».
Оно и неудивительно. Во-первых, Гребенщиков просто феноменальный харизматик, которому судьбой и всей его яркой натурой предначертано перетягивать одеяло на себя (притом, что человек он по характеру скромный и спокойный). Во-вторых, только БГ, главный творец и идеолог в группе, собственно и остался с ней с момента основания. Из шестидесяти лет жизни сорок лет посвятить одной-единственной группе, выстроив непостижимого масштаба махину, собственную Эйфелеву башню творчества — это ли не заслуживает преклонения?
Строго говоря, и сам Гребенщиков всегда был далёк от чёткого обозначения «Аквариума» как группы — скорей в его представлении это была формация единомышленников, которая могла меняться сколь угодно часто. Как говорил БГ, если талантливым людям интересно играть рядом с ним — там и будет «Аквариум».
Поэтому, хотя состав группы за четыре тысячи лет сменился сопоставимое количество раз — коллектив Гребенщикова всегда будет актуален и самобытен, хотя бы и меняя участников каждые пять минут. Ведь мы-то знаем (не принижая заслуг замечательных музыкантов из действующего и прежних составов группы), без кого коллектив НА САМОМ ДЕЛЕ не сможет прожить ни единого дня. Да, у этого кого-то неповторимый тембр голоса, ассирийская борода и плутовато-мудрое лицо Ходжи Насреддина. Но больше подсказок не будет — догадайтесь сами!
Впрочем, если подойти к истории группы сугубо формалистично и без метафизики, то и тут выяснится, что оснований для почтительного отношения к ней предостаточно. В конце концов, сорок лет на сцене и безоговорочный статус основателей русского рока — это хоть и не четыре тысячелетия, но тоже, как говорится, «внушаить».
Создана была группа в 1972-м году в Ленинграде (это, кстати, явственно чувствуется даже по самым ранним записям), и даже история того, как группа получила своё название, полна апокрифов — все основатели группы рассказывают её по-разному. Правда, тогда её и группой-то в строгом смысле слова нельзя было назвать — Гребенщиков был одержим идеей создать из сплава музыки, театра и литературы некий новый жанр. Дальше намерений, правда, дело не зашло, и уже года с 74-го «Аквариум» занялся чисто музыкальным творчеством.
Помимо выступлений в составе группы, неугомонный Гребенщиков нередко выступает и сольно — хотя отличить одно от другого бывает непросто (как правило, это не просто «одиночные» выступления, а коллаборации с другими известными музыкантами, скажем, с «богом дудука» Дживаном Гаспаряном). Незадолго до концерта в БКЗ «Октябрьский» Гребенщикову исполнится 60 лет (ну хорошо, шесть тысяч лет) — так что повод прийти на юбилейный концерт у вас будет прямо-таки эпохальным. Ведь даже комета Галлея пролетает мимо Земли чаще, чем БГ празднует очередное своё тысячелетие.
11 декабря, 19:00
Концертный зал Октябрьский
Лиговский просп., 6, ст.м. Площадь Восстания
(812) 275-13-00, 275-13-11, 275-12-73
|