Когда в присутствии нашего человека употребляешь выражение «поп-музыка», очень велика вероятность, что он брезгливо скривится и страдальчески воскликнет: «Ах, оставьте, оставьте это!». Или наоборот — создаст у себя на лице добрую похмельную гримасу, мучительно пожуёт губами, вспоминая, и наконец вымолвит: «Это которая эта... как её... Фаина-ФаинА, щинанай да оп-па, щина-щинанай!». Обе реакции характерны до ужаса — и вполне объяснимы.
Отравление российской музыки низкопробной попсой произошло незаметно, это была такая ползучая революция. Ещё в начале девяностых наши люди, утомлённые засушливой советской эстрадой и ураганами плакатного рока, беззаботно отплясывали под ту же «Фаину-ФаинУ» – а потом вдруг внезапно выяснилось, что метастазы попсы поразили отечественную музыку до самых глубин, и выкорчевать их оттуда решительно невозможно. Хотя отличной поп-музыки было не так уж и мало, но она стыдливо затиралась в уголок, вытесняемая песнями, от которых волосы, натурально, вставали дыбом (вроде песни «Я маленькая пчёлка, жу-жу, жу-жу, жу-жу»). Полузабытая сейчас, но блестящая Наталья Ветлицкая как показательный пример – все девяностые она выдавала продукт вполне европейского качества, который оказался попросту не востребован, сгинув под валом популярных экспонатов Кунсткамеры.
Поэтому нас может удивлять и даже шокировать мысль о том, что где-то может существовать совсем другая поп-музыка – не попса, а именно популярное искусство, исключительно профессиональное, высококлассное, рядом с которым любому музыканту не стыдно поставить своё имя на обложке диска. Да, такая музыка существует, и её вполне могут слушать люди, у которых от нашей попсы случаются приступы мозгового кровоизлияния.
Эта музыка крайне далека от нашего традиционного представления о поп-музыке: никакого «тынц-дынц», никаких текстов в стиле «щинанай да опа», никакой подтанцовки, исполняемой деревянными солдатами Урфина Джюса. На самом деле, трендовая западная поп-музыка довольно далека даже от стандартов себя же образца девяностых годов. Она ориентируется на совсем другие стили – от хип-хопа до фолка, от жёстких гитарных риффов до бархатистых джазовых сэмплов. В общем, послушав современную поп-музыку, можно даже и не понять, что это именно поп-музыка. И правда, вдруг это какой-нибудь такой софт-инди-рок? Совсем-совсем «софт».
Одна из популярнейших британских певиц наших дней, Лили Аллен – как раз очень яркая представительница этой «новой волны». При взгляде на эту улыбчивую девчушку и не скажешь, что ей скоро стукнет тридцать и она мать двух дочек; скорее на ум приходят какие-то дикие и нелепые словоформы вроде «няша» или «ми-ми-ми». При этом «мимимишная няша» уже продала по всему миру несколько миллионов своих дисков – и это обусловлено отнюдь не «кавайной» наружностью, а отменным качеством собственно музыки.
Юная британка, как и полагается всякой порядочной английской поп-певице, обладает всеми необходимыми пунктами биографии, как то: неприятности в школе, употребление алкоголя в крайне нежном возрасте и, поговаривают, даже приводы в полицию. Впрочем, Лили Аллен — это всё-таки не Эми Уайнхаус, и никакими кошмарными саморазрушениями она не занималась. Обычные трудности переходного периода. Гораздо важней то, что уже в свои 10-12 лет Лили начала петь и сниматься в кино, пусть и в маленьких эпизодах, – то есть уже с младых ногтей получила возможность привыкать к свирепому миру шоубиза.
Многие юные звёздочки этого давления не выдерживают и, став взрослыми, забывают о шоу-бизнесе как о страшном сне. Лили с достоинством истинной британки выдержала — и продолжила восхождение к вершинам.
Правда, в 2006-м году, когда двадцатилетняя певица долго и трудно готовила свой дебютный альбом «Allright, still», никто и предположить не мог, что вершины окажутся такими.. вершинистыми, а восхождение — таким быстрым и триумфальным. Первая пластинка Аллен с ходу попала во все чарты и распродалась полумилионным тиражом только в Великобритании – а во всём мире и того больше (особенно, как обычно, в Японии, где к западным поп-идолам относятся с некоторой долей фанатизма).
Вторую пластинку Лили ждали с нетерпением и страхом — свежая и разнообразная поп-музыка с дебютника пришлась по нраву и критикам, и простым слушателям, но «кризис второго альбома» – слишком уж распространённое явление. Аллен продемонстрировала, что её подобные проблемы не заботят, спокойно записав альбом, который сразу же запрыгнул в топы хит-парадов и разлетелся ещё более высокими тиражами. С музыкальной точки зрения он вышел куда более цельным и непротиворечивым, нежели предыдущий, и снискал более высокие оценки критиков — доказав, что эта девочка с мирового поп-горизонта уйдёт нескоро.
Для этого у Аллен есть всё необходимое, чего не было даже у Бритни Спирс: музыкальный вкус, эрудиция, склонность к самоиронии (стёбные клипы с подколками в адрес всего шоубиза – это в исполнении Лили уже стандарт), наконец, крепкий тыл (то, чего ОСОБЕННО не хватило Бритни). В Санкт-Петербург Аллен приезжает уже во второй раз – теперь с презентацией своего третьего альбома "Sheezus", который выйдет в свет в мае.
11 июня, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|