С субкультурами в СССР всегда была напряжёнка – это факт. Совсем грустно, по понятным причинам, дело обстояло с этим в сталинские/раннехрущёвские времена. Почти невозможно представить себе, что в СССР в ту пору могла появиться субкультура, подобная, например, распространённой в те же годы в США культуре «битников».
Однако «невозможно представить» - не значит «не было». Одна из первых по-настоящему значимых советских субкультур появилась даже не во времена хрущёвской «оттепели», а именно в суровые сталинские годы. Корни этой культуры росли, естественно, из западной почвы – у нас эти зёрна упали на почву более чем благодатную. Именно в 49-м году в «Крокодиле» появился фельетон, бичующий субкультуру «стиляг» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». Фельетонист, впрочем, ткнул пальцем в небо – для стиляг всё только начиналось.
В серой суконной послевоенной действительности стиляги выделялись примерно так же, как выделяется ярко раскрашенный фрагмент на чёрно-белой фотографии. Как и у многих заимствований с Запада, у нас «стиляжья» стилистика приобрела сначала черты довольно карикатурные: широченные костюмы, яркая, даже попугайская расцветка одежды – не зря цвет стандартного стиляжьего галстука иронически характеризовали как «пожар в джунглях». И совершенно неслучайно, что этот самый «пожар в джунглях в час ночной» упоминает в одной из самых знаменитых своих песен группа «Браво» - именно та группа, что возродила интерес к движению стиляг в ту пору, когда её основоположники уже нянчили внуков.
Строго говоря, изначально группа «Браво» не имела к стилягам прямого отношения и эту стилистику не пропагандировала. В 1983-м году молодой гитарист Евгений Хавтан и барабанщик Павел Гусев создали группу на тот момент чисто рок-н-ролльную. Более того, на пост вокалистки была ангажирована одна из самых неординарных молодых певиц Союза – Жанна Агузарова, которая даже в столь юном возрасте уже ассоциировалась скорее с чем-то инопланетным, а не с молодыми людьми в галстуках нецензурных расцветок, отплясывающими «твист и рок-н-ролл».
С Агузаровой на борту «Браво» провело яркие годы жизни, которые, однако, были не столь уж продуктивны – всего два вышедших в 1987-м году альбома, практически идентичных по трек-листу. К моменту записи второго отношения внутри группы уже не были безоблачными: имидж Агузаровой и её исполнительская манера становились уж слишком эксцентричными, а Хавтан сотоварищи тяготели к более традиционному рок-н-роллу. В 1988-м году пути группы и её бывшей вокалистки разошлись окончательно.
В следующую пару лет через «Браво» прошло несколько вокалистов – в том числе небезызвестный «Мистер-девочка-в-автомате» Евгений Осин, который глубокого следа в истории группы не оставил, но всё же успел принять участие в записи целого магнитоальбома с парой неплохих и запомнившихся песен. Однако это всё было паллиативом – коллективу требовался настоящий фронтмэн, и вскоре группа его нашла: это был молодой, но уже успевший поработать с несколькими крупными артистами певец Валерий Сюткин.
Именно в «сюткинский период» «Браво» приобрело тот самый, оригинальный и узнаваемый стиляжий имидж, оживив стилистику 50-х годов, усыпанную нафталином и погребённую, казалось бы, в недрах бабушкиного комода. Программные песни «Оранжевый галстук» и «Стиляга из Москвы» стали настоящим манифестом группы – не просто песнями, а стилеобразующими декларациями, при этом простыми, свободными и абсолютно неформальными.
Пять лет, проведённых Сюткиным в «Браво», были настоящим золотым веком группы. Впрочем, было бы несправедливо говорить, будто после ухода Сюткина в одиночное плавание группа стала сдавать позиции. Напротив: период безвременья длился совсем недолго, и уже в 1996-м в группу пришёл Роберт Ленц, который некогда, в «досюткинские» времена, уже пробовался на роль вокалиста. Вторая попытка оказалась более чем удачной: вот уже 17 лет Ленц – бессменный солист группы.
В последние годы атрибутика «стиляг» группой используется мало – у нынешних «Браво» несколько иные приоритеты. Но это совсем не значит, будто группа забыла о стиле, в своё время вернувшим команде Хавтана утраченную популярность. В этом году «Браво» празднует своё тридцатилетие, к которому будет приурочен выход нового альбома; то есть высока вероятность, что на концерте в «Космонавте» (и в День Космонавтики, кстати!) поклонники группы услышат совершенно новые песни.
12 апреля 2013, 20:00
Концертный зал «Космонавт»
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303-33-33
|