Фолк-рок – направление очень разностороннее, сияющее сотнями граней, как дорогой бриллиант. Прекрасен он именно своей вариативностью: каждый может найти в фолк-музыке что-то своё, и даже если вам абсолютно не по душе звук австралийского диджериду – всего можно найти музыканта, расцветившего стандартную рок-музыку звучанием армянского дудука или какой-нибудь экзотической маримбы.
«World music» - это давно уже феномен популярной культуры, заботливо взращенный такими выдающимися мастерами как Питер Габриэл, Дэвид Бирн, Брайан Ино, Брендан Перри… Этническая музыка уже давно используется голливудскими композиторами в саундтреках к эпическим кинополотнам – причём в этих самых саундтреках запросто могут соседствовать кельтские и, скажем, африканские мотивы.
Надо заметить одну важную вещь. Этно-музыка и фолк – это не синоним «народной музыки». Точней говоря, фундамент – это именно народная музыка, но коммерциализованная (в хорошем смысле слова), перенесшая серьёзную обработку и даже, можно сказать, хирургическое вмешательство. Однако это вовсе не попытка починить то, что не было сломано – нет, это благородное стремление привить новые ветви к старому, могучему, но чуть подсохшему древу.
Разные исполнители и работают с фолк-музыкой по-разному – настолько, что можно говорить о совершенно разных системах. Одни берут народную музыку в «натуральном» виде и обрабатывают её, придавая современное звучание. Другие, напротив, изначально пишут совершенно самостоятельный материал, стилизуя его под народную музыку (или просто добавляя в свою музыку этно-элементы). Вторых, пожалуй, несколько больше – всё-таки такая музыка для неподготовленного слушателя доступней.
У нас в Отечестве фолк-рок – явление очень популярное и востребованное - даже если не учитывать фолк-музыки, основанной на иностранных культурах (так, «Мельница» широко использует в своих песнях кельтские мотивы). Сама по себе русская народная музыка – это настолько могучий культурный пласт, что черпать из этой реки можно вёдрами, а можно и цистернами – она не иссякнет.
Именно этим уже четверть века занимается группа Дмитрия Ревякина «Калинов Мост», созданная в 1986-м году в Новосибирске. Уже само название группы отсылает нас к древнерусскому фольклору, к былинам и русской сказке, где Калинов мост – символический рубеж через Огненную Реку, этакий славянский Стикс, отделяющий мир живых от царства мёртвых. Охраняемый Змеем Горынычем, мост через реку Смородину – постоянное место борьбы добра со злом, света с тьмой.
Первый период творчества Ревякина сотоварищи очень узнаваем – идеологической заострённостью отличались песни практически всех групп, созданных в те переломные годы. Естественно, вольнолюбивое студенчество (а «Калинов Мост» и был создан студентами технического вуза) не могло стоять в стороне от происходящих в стране грозных событий.
Однако этот, идеологический и декларативный, период закончился довольно быстро. Уже тогда Ревякина сильно интересовал русский фольклор, культура русского казачества, старой, «потерянной» Руси… Однако песни «Калинова Моста» не стали сусально-лубочным переложением этого фольклора на новый лад – они гораздо сложней и конструктивно богаче. Например, на творчество Ревякина сильно повлияли поэтические опыты великого русского футуриста, «Председателя земного шара» Велимира Хлебникова – с его словотворчеством, поэтическим новаторством, тончайшей словесной вязью. Всё это присутствует и в работах Дмитрия Ревякина и его группы – не в чистом виде, разумеется, «передиранием» Ревякин никогда не занимался, но явное влияние неоспоримо.
За годы существования состав группы нередко менялся – да и как столь долгий творческий путь может обойтись без потрясений? Неизменным оставалось одно – качество музыки и постоянные поэтические, музыкальные, духовные искания её лидера. Нередко группа даже балансировала на грани распада, но всякий раз связующие нити оказывались куда крепче внешних невзгод. И свой одиннадцатый (наверняка не последний) студийный альбом «Золотое толокно» группа записала всего год назад.
12 апреля, 20:00
Клуб "Зал ожидания"
наб. Обводного канала, 118, ТРК «Варшавский экспресс», ст. м. Балтийская, Фрунзенская
(812) 333-10-68, 777-05-05
|