Двадцать с небольшим лет назад на берегах туманного Альбиона зародился новый жанр — смурной, меланхоличный и отстранённый, идеально символизирующий растерянную Англию, робко вступающую в пост-тэтчеризм. Появился на свет он в портово-индустриальном городе Бристоль, и это, вкупе со временем рождения, наложило на жанр свой свинцовый отпечаток. Даже, вернее, не наложило отпечаток, а вообще предопределило всю жанровую экзистенцию — как детские впечатления формируют личность человека.
Жанр этот получил психоделическое название «трип-хоп», и если вы хотите прочувствовать, что же такое Англия начала 90-х – то вам сюда, в Бристоль.
Конечно, «бристольский саунд» – это лишь условное обозначение. Хотя привязка к городу понятна: ведь три кита, на которых стоит трип-хоп, Трики, «Portishead» и «Massive Attack» – именно отсюда. (Точно так же гранж называют «сиэтльским саундом», потому что сколько бы групп ни играло в этом стиле – но гранжевая гора Рашмор с ликами Кобейна, Корнелла, Веддера и Кантрелла расположена именно в Сиэтле).
Тем не менее, прото-трип-хоп и до своего официального появления жил беспокойной жизнью, плескаясь в «первичном бульоне» и потихоньку собираясь выйти на поверхность музыкального океана. Это и понятно: ни один жанр не возникает сам по себе, из ничего, и всегда можно проследить его генетическую судьбу. У трип-хопа эти гены тоже прослеживаются очень чётко — например, в творчестве великой группы «Cocteau Twins», которая к Бристолю не имела, между прочим, ни малейшего отношения (кроме того, что их вокалистка Лиз Фрэйзер спела главную песню «Massive Attack» – но это же мелочь, не так ли?).
Что характерно, большинство ведущих трип-хоперов от самого этого термина всячески открещиваются: может быть — ха-ха — чтоб их не путали с хип-хоперами, может просто потому, что не хотят замыкаться в пределах одного, пусть и культового жанра. Дальше всех тут пошли, разумеется, «Portishead», певшие изначально самый красивый, дождливый и трип-хоповый трип-хоп из всех возможных. Они десять лет всячески вытравляли себя из памяти народной (правда, добились скорее противоположного эффекта), чтобы в 2008-м году радикально сменить даже не стиль – парадигму и разразиться великим альбомом «Third», от которого фанаты, ждущие очередного «Dummy», посыпались с обширными инфарктами.
Примерно ту же линию уже почти десять лет гнёт группа с загадочным названием «Rekevin», каковое название сами музыканты не особо стремятся расшифровывать. Человека, который сперва послушает музыку группы, а потом уже отправится что-то о ней узнавать, может слегка шокировать тот факт, что «Rekevin» – команда российская и даже конкретно московская, а стало быть, к бристольским широтам имеет такое же отношение, что и Суфьян Стивенс; то есть никакого.
Это, однако, не мешает критикам сравнивать творчество «Rekevin» со всеми мастодонтами трип-хопа и даунтемпо – и в особенности теми, где наличествует хрупкий и отрешённый женский вокал. То есть понятно, куда в первую очередь нацелен вектор: те же «Portishead», «Lamb», отчасти «Cinematic Orchestra», «Massive Attack», воплощённые в голосах Фрэйзер, Николетт, Трэйси Торн и Шинейд О'Коннор... В общем, все самые выдающиеся трип-хоповые дивы – вот вам (как бы) и вектор. В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ это даже и правильно: потому что впихнуть всех этих замечательных женщин с их музыкой в чистый трип-хоп ну никак не получится — и в этом смысле Ксения Истенко, голос «Rekevin», смотрится (слушается?) вполне органично.
Собственно, это происходит как раз потому, что москвичи всеми силами стараются избежать ярлыка, навязанного профильной прессой. Правы, в общем, и они, и пресса: музыкальная география «Rekevin» охватывает и даунтемпо, и мягкий лаунж, и неоджаз, и внезапный, но идеологически близкий дрим-поп – словом, не один лишь трип-хоп, но и стили, неуловимо витающие где-то сверху и слева от него. Если бы вы вздумали разыграть кого-нибудь и сказать, что «Rekevin» – это совместный проект Роберта Дель Найи, Джейсона Суинскоу и Мартины Топли-Бёрд – кто знает, может, розыгрыш и прошёл бы. В копилку идут непременные виртуозные сэмплы с потрескивающим ретро-звуком пластинок, джазовые полуимпровизации, деликатные отсылки к лейблу «Ninja Tune»... Временами группа своим стремлением играть электронику с помощью живых инструментов совсем уж неожиданно заставляет вспомнить группу «Wild Beasts», которая даже сугубо формально к трип-хопу никаким боком не относится.
«Rekevin»-то всё-таки к нему относится, как бы ни старались музыканты дистанцироваться от стереотипа «Девушка красивым голосом поёт смурные песни под электронику с джазовыми сэмплами». В конце концов — вспомним, кто предварял питерский концерт самой великой и основополагающей для жанра группы «Massive Attack» в 2008-м году? Да-да, именно они, «Rekevin».
Что сильно роднит группу с «Portishead» (с которыми их почему-то сравнивают чаще всего) — так это плодовитость, а точней, её огорчительное отсутствие. Как и великие бристольцы, «Rekevin» за девять лет жизни записали всего два полноценных лонгплея (плюс четырёхпесенный миниальбом). Впрочем, концерты группа даёт тоже нечасто, так что даже самые старые их песни до сих пор звучат вполне свежо.
12 апреля, 20:00
Клуб Zoccolo 2.0
Лиговский просп., 50, корп. 3 (м. Лиговский проспект)
(812) 945-43-05
|