Середина и конец 60-х годов — не просто самое плодотворное, но и,
наверное, главное время в истории мировой рок-музыки вообще. Очень
трудно перечислить все не просто знаменитые и культовые, а по-настоящему
великие группы, появившиеся в этот период — для этого никаких пальцев
не хватит. В основном это касалось, конечно, англоязычных стран:
тамошний музыкальный потенциал, ужаленный мощнейшей прививкой под
названием «Beatles», выдал просто фантастическую плеяду рок-легенд.
Причём здесь мы видим редчайший во второй половине 20-го века случай, когда США идёт в арьергарде за Великобританией, а не наоборот. И правда — большинство групп, определивших лицо мирового рока на десятилетия вперёд, было родом с Британских островов. Конечно, и в Америке появлялись свои великие рок-исполнители (те же «Doors»), но они зачастую пребывали в статусе непризнанных гениев, к которым слава приходила далеко не сразу (пример «Velvet Underground» в этом смысле очень показателен).
Конечно, когда мы говорим про Британские острова, мы в первую очередь имеем в виду Англию — всевозможный селтик-рок появился много позже, а до этого ни про какие группы из Ирландии или, пуще того, из Уэльса особо никто не слышал. Это, в принципе, понятно: чего сравнивать ресурсы Англии и остальных стран Объединённого Королевства. В том числе и в музыке. Опять же, ливерпульская четвёрка задала высочайший стандарт, и большинство заметных английских команд теперь оценивали по этой мерке — приходилось соответствовать.
Однако правила, как известно, для того и существуют, чтобы на них время от времени свысока поплёвывать. Именно это подтверждает история шотландской группы «Nazareth», которая по части культовости мало кому уступает. Причём появление «Nazareth» вовсе не было короткой и яркой вспышкой, «самбой белого мотылька» из песни Меладзе — если группа практически в неизменном составе существует сорок пять лет (тут без кнопки «Caps Lock» не обойтись, ещё раз — СОРОК ПЯТЬ ЛЕТ!), согласитесь, это о чём-то да говорит.
История маленького шотландского отряда в королевстве безжалостного к конкурентам британского рока — это во многом история преодоления, классическая американская сказка про «паровозик, который смог». И то, что после первых неудач (а они были довольно обескураживающими) молодая группа не развалилась, а её участники не отправились работать клерками и продавцами обуви, а закрепились в высшем дивизионе рок-музыки, – это достижение, которым не могут похвастаться и некоторые более легендарные группы, у которых всё с самого начала всё шло как по маслу.
Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, будущие участники «Назарета» начали свою творческую карьеру в 1968-м году. Год был для всего мира весьма сложным («Парижская весна», убийство Мартина Лютера Кинга, гибель Гагарина, эскалация войны во Вьетнаме — в общем, апокалипсис сегодня, а не календарный год). Но любой меломан, ценитель старого доброго олдскул-рока, умилённо заурчит, когда услышит это число: в один год появились «Deep Purple», «King Crimson», «Sweet», «Can», «Jethro Tull», на осколках группы «The Yardbirds» официально и ослепительно зажглась сверхновая под названием «Led Zeppelin»... Ничего себе ряд, не так ли? Проще простого было затеряться, начав одновременно с этими будущими легендами.
Но ни о чём таком Дэн Макафферти и Питер Эгнью из маленького шотландского городишки Данфермлин и думать не собирались. И впрямь — если сразу же опускаешь руки, зачем же вообще начинать? Тем более, 1968-й в принципе не был дебютным годом для группы — в том году музыканты просто взяли то самое название, под которым их будут знать на протяжении следующих сорока пяти лет. До этого они были «The Shadettes».
Однако и после этого переименования группу вовсе не постиг громкий и быстрый успех — да что там, даже тихий и медленный всё равно не постиг. Музыкальная жизнь в Королевстве крутилась на юге Англии, а вовсе не на севере Шотландии. Поэтому, дабы перерасти статус клубной группы, поющей каверы более удачливых коллег, необходимо было перевозить свои таланты поближе к Ла-Маншу – хотя бы в Глазго, а в идеале в Лондон. Через три года молодые шотландцы смогли-таки реализовать это — отправились в Лондон и с ходу выпустили там пластинку.
Тут и начались сложности. Лондон был переполнен роком, конкуренция была жёсткая, а «дикие люди, дети гор» из Каледонии в пресыщенной столице никого особо не интересовали. Первый альбом провалился, та же участь ждала и второй. Впрочем, шотландцы и сами были виноваты — за столько лет уж можно было выработать концепцию, стиль, и не шарахаться от хэви-метал до хард-рока, попутно «отлучаясь» в другие жанры.
Но стоило «Nazareth» исправить этот недостаток, обрести своё лицо — как сразу же всё изменилось. Конечно, помогла и дружба с участниками «Deep Purple», которые серьёзно помогли шотландцам на первом этапе. Но кто сейчас про это вспомнит? А шотландцев помнят и слушают до сих пор – когда уже родились правнуки у многих фанатов того, «изначального» «Nazareth» из 1968-го. Сейчас группа едет в свой прощальный тур: всё-таки полвека — очень много. Так что это, наверное, последняя возможность увидеть своими глазами настоящих Отцов классического рока.
12 февраля, 20:00
Концертный зал ДК им. Ленсовета
Каменноостровский просп., 42 (м. Петроградская)
(812) 346-39-05, 346-04-38
|