Музыкантов, которые в своём творчестве используют тематику «ужасов», не так-то много — возможно, именно поэтому большинство из них фигуры весьма заметные. Чаще всего это рок-музыканты — и это, в общем, весьма логично, потому что представить себе «Блестящих», которые выйдут на сцену в костюмах скелетов и начнут петь грозные баллады про живых мертвецов, ад и сатану, согласитесь, непросто.
Даже и среди рокеров таких исполнителей невеликое число. Хотя вполне достаточно, чтобы выделить их в отдельный жанр «хоррор-рок» или «шок-рок». Впрочем, что значит — жанр? Условное обозначение, знамя, под которым собрались представители множества стилей, от классического британского хард-рока до индастриала.
Шок-рокеров в основном по этому критерию и выделяют — умению напрячь, напугать, шокировать публику, заставить её ощутить приятный холодок и бегущие по спине мурашки. Как при чтении книг Говарда Лавкрафта (чья мифология со всеми ктулхами и шогготами в хоррор-роке невозбранно используется). И как раз этот критерий позволяет приписывать к жанру радикально разных музыкантов: жестокого инопланетного андрогина Мэрилина Мэнсона, холодных готик-рокеров «Bauhaus», трогательно-страшного, как древние фильмы о вампирах, Элиса Купера, да даже чуть ли не единственного нашего представителя хоррор-панка — группу «Король и Шут». Разная стилистика, разная тематика, разная философия – но что-то глубоко общее, объединяющее все эти команды, наверное, всё-таки есть. Видимо, тот самый холодок.
Впрочем, холодок холодком, а вот если от музыки американского рокера Роба Зомби вас не бросит в жар — то вы, вероятно, просто довольно равнодушно относитесь к самому жанру. Предпочтения Роба и тематика его музыки вполне видны из его псевдонима и из названия группы, которая и принесла ему известность – «White Zombie» (название взято из первого фильма в истории, посвящённого зомби, правда, классическим гаитянским, а не привычным живым мертвецам).
Вообще, это очень символично — по степени любви и преклонения перед хрестоматийным трэш-кинематографом и «B-movie» Зомби (в миру Роб Каммингс) ничуть не уступает известным фанатам этого дела Квентину Тарантино и Роберту Родригесу. В его песнях постоянно встречаются отсылки к старым фильмам ужасов (и в текстах, и в виде звуковых сэмплов из кино). Да и сам Роб, став известным и вполне обеспеченным музыкантом, не смог отказать себе в удовольствии и снял несколько трэш-ужастиков (в том числе неоднозначно воспринятый, но мощный и изобретательный римейк классического «Хеллоуина» Карпентера).
Вообще, Роб Зомби производит несколько парадоксальное впечатление: вроде бы типичный шок-рокер с внешностью маньяка Чарльзя Мэнсона, спутанной бородой и безумными глазами, байкер, соучредитель журнала для взрослых, эпатажный безумец и пьяница — но при этом крайне, даже так — КРАЙНЕ целеустремлённый человек и к тому же добрый христианин. В общем, «убийца и грабитель, но, вместе с тем, отлично играл на скрипке».
Конечно, Зомби к хоррор-року причисляют только на основании внешних признаков — псевдоним, песни про Дракулу и оживших мертвецов, устрашающие сценические наряды (далеко не всегда, впрочем). Что касается музыкальной части — то тут Зомби отстоит от большинства представителей стиля дальше, чем «Metallica» от группы «Кувалда». Музыка нынешнего Зомби — это сугубая «американа», язвительный и драйвовый индастриал-метал, причём очень разнообразный. То это быстрые, мощные риффы, слушая которые будто оказываешься на гоночном треке, причём сидя в разогнавшемся болиде без тормозов («Super-Charger Heaven», «Great American Nightmare»). А то — неспешный размеренный грув, вроде бы спокойный, но с характерным металлом в голосе («More Human Than Human», «Pussy Liquor» или чудесная прифанкованная версия древнего хита «I'm Your Boogieman» группы «KC & Sunshines»). В общем, на все руки мастер.
Начиналось всё, однако, далеко не так радужно. Роб и его тогдашняя подруга собрали «Белого зомби» ещё в середине восьмидесятых. Играла группа тогда входивший в моду нойз-рок, причём не столько по убеждениям, а пытаясь замаскировать шумовыми эффектами сомнительное владение музыкальными инструментами. Короче говоря, "не важно, насколько хорошо ты играешь, главное — громко!».
Известность и даже настоящая слава пришла к группе только лет через пять, в 1992-м, когда группа выпустила этапный альбом с до крайности придурковатым названием «Сексорцист: Дьявольская музыка, часть 1». Следующий альбом, вышедший ещё через три года, стал самым коммерчески успешным и обласканным критиками диском группы — он уже отходил от раскачанного грува в сторону жёсткого и серьёзного индастриала, того, чем Зомби будет заниматься последующие десять лет. Но это же стало и началом конца: спустя всего год группа распалась.
Сейчас одинокий Роб пустился во все тяжкие — и вовсе не в смысле рокерских загулов, а в плане творческом. Он записывает новые пластинки, снимает фильмы и снимается сам, занимается продюсированием – да, в общем, живёт полной жизнью, как это ни странно говорить про человека, которого зовут Зомби. Впрочем, чего ж тут странного? Зомби в правильных фильмах всегда в конце побеждают: они ребята настойчивые.
12 июля, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|