Современная азиатская музыка – явление загадочное и для нашего человека весьма таинственное (для западного, впрочем, тоже). Это как бы свой отдельный мир, в который заходишь, как в Лабиринт Фавна, не особо понимая, где ты вообще оказался. И даже если человек настолько продвинут в музыкальном плане, что легко отличает музыку Страны Утренней Свежести от музыки Страны Восходящего Солнца, а то и другое — от музыки Страны Тысячи Улыбок... гм, а много ли вы вы в жизни видели таких людей?
Японская музыка тут шагнула дальше всех — на Дальнем Востоке она давно захватила весь музыкальный рынок, а в последние двадцать лет методично и деловито, как и полагается потомкам Ямато, оккупирует и Запад. То, что не удалось в своё время адмиралу Ямамото и Хидэки Тодзё, аккуратно делают японские музыкальные деятели — и лет через двадцать мы, вероятно, увидим новую битву за атолл Мидуэй между американцами и японцами, только на музыкальном поле и, возможно, с совсем противоположным результатом...
Музыка у японцев тем и хороша, что безумно самобытна. И это касается не только традиционных жанров — фольклор-то всегда самобытен, в любой культуре, на то он и фольклор. Хитрые японцы поступают мудро: они берут западную (восточную, северную, любую) музыку и не копируют её, а просто превращают в свою. Поэтому современный музыкальный продукт, который выдают сыны самураев, настолько своеобразен — даже если ноги его растут из западной культуры, вы никогда не спутаете его с чем-то другим. И вовсе не потому, что поют на японском.
Это касается любого жанра: и j-pop, и j-rock давно уже стали именами нарицательными. Особенно тут характерен японский нойз, который в стремлении быть радикальнее радикалов может вызвать острое мозговое кровоизлияние даже у поклонника западного нойза – то есть, человека вроде бы подготовленного. Такие уж они, японцы — во всём стараются идти до самого конца.
К счастью, творчество выдающейся японской пианистки и композитора Кэйко Мацуи вызывает совсем другие реакции, чем нойзовое кровотечение из ушей (кстати, обратите внимание, как здорово её фамилия рифмуется с фамилией уже нашего знаменитого пианиста Дениса Мацуева — это, видимо, какое-то кармическое предопределение, не иначе). Кэйко, при всей своей несомненной оригинальности, обращается с классической культурой очень бережно, буквально трепетно – да, добавить в музыку Рахманинова щемящую азиатскую нотка она очень даже способна, но в том, что это именно Рахманинов, а не какой-нибудь Исимидзу Нобунага, вы ни на миг не усомнитесь.
Вообще, в чём-то Кэйко Мацуи напоминает другую блестящую женщину-музыканта с Дальнего Востока, а именно Ванессу Мэй (хотя там ещё вопрос, кто из них кого напоминает): прекрасная азиатская женщина, играющая академическую музыку, но в то же время не чурающаяся и музыки современной и даже сама её сочиняющая. Музыкальный посол своей страны, так сказать. Впрочем, начинала заниматься музыкой японская пианистка, когда китайско-таиландо-британская скрипачка ещё даже не родилась. А когда девятилетнюю Ванессу только-только начали называть музыкальным вундеркиндом, японка уже записала свой первый альбом, посвящённый памяти погибших в катастрофе «Челленджера» «A drop of water» («Капля воды»), который разошёлся весьма приличным тиражом далеко за пределами Японии.
К этому моменту Кэйко Мацуи уже была опытным и зрелым музыкантом, одной из самых популярных и востребованных пианисток в своей стране. Фундаментальное классическое образование позволяло ей с лёгкостью исполнять как академическую музыку, так и более свободные жанры. Кэйко часто говорит о себе как о джазовой пианистке и подкрепляет это делом: например, группа «Cosmos», в составе которой юная пианистка добилась первых успехов, была именно джазовой.
Причём джаз Мацуи играет самый разнообразный — от классики до (это чаще) смув-джаза, фьюжна и такого своеобразного жанра, как нью-эйдж. (Маленькая ремарка – музыкальный нью-эйдж с религиозно-философским течением «нью-эйдж» общего имеет мало, так что не следует думать, будто бы это какая-то просветляющая и духовная музыка. Хотя при должном настрое она, несомненно, может оказывать и такое действие, успокаивающее и релаксирующее).
Вот и в исполнении Мацуи лёгкий нью-эйджевый джаз — это вовсе не эмбиент, который вроде бы идеологически близок и который можно смело включать фоном и начинать меланхолически собирать свежекупленный шкаф-купе. Музыку Кэйко нужно слушать, а не «воспринимать подсознанием», ибо при всей своей оригинальности – это именно музыка в чистом виде, услада для ушей, а не для неведомых чакр и трансцендентных нервных центров.
Кэйко Мацуи — музыкант очень трудолюбивый: с 1987-го года она выпустила больше двух десятков только студийных альбомов, не говоря о концертных. Она давно уже переросла статус «просто пианистки», непринуждённо встречаясь с первыми лицами крупнейших государств, и, казалось бы, давно могла бы уже раз в год «чисто для души» поигрывать перед всяческими элитами. Но это уже не была бы Мацуи, и это уже не была бы настоящая японка. Так что свой последний альбом, «Soul Quest», она выпустила лишь в прошлом году, и то скорее стоит назвать его «крайним» – последний свой альбом Кэйко Мацуи запишет, думается, ещё нескоро.
12 марта, 19:00
Концертный зал Капелла
наб. реки Мойки, 20 (м. Невский проспект)
(812) 314-10-58
|