Металлическая музыка всегда считалась, наверное, самым брутальным стилем из всех возможных. Особенно её экстремальные подвиды, конечно. И даже появление таких «ушераздирающих» конкурентов, как нойз-индастриал, особо ситуацию не изменило.
В первую очередь мы, конечно, говорим не о добрейшем традиционном хэви: ну у кого пробегут мурашки по коже от созерцания улыбчивого Клауса Майне в кепке, поющего про ветер перемен? Да, наверное, ни у кого. Совсем другое дело – именно экстремальные виды метала, скажем, дэт-метал или дроун. Когда мрачные бородачи выйдут тяжёлым шагом палача на сцену и бешеным гроулом под сверхнизкие риффы начнут повествовать о всяких жутких вещах – вот тут уже потихоньку начнёшь понимать, что есть в этом подлунном мире вещи по-настоящему ужасные.
Брутал-дэт-метал — это вообще, что называется, особая статья. Лютейшие запилы, не такие давящие, как в дроуне, но сильнее бьющие по ушам, экстремальный вокал – или грохочущий гроулинг, или визжащий скриминг... Попробуйте спеть таким голосом хотя бы слово «тумбочка» или «лесоперевалка» – до конца дня вы после этого будете сипеть, хрипеть и пить тёплое молоко, потому что голос сорвёте капитально. Хотя нет. Лучше не пробуйте. Ибо если вы ошибётесь и случайно споёте гроулом что-нибудь оккультно-мистическое, то в вашей гостиной непременно запахнет серой и появится рогатый господин с копытом...
Ведь у брутал-дэт-метала есть ещё одна особенность, которая выделяет его из других металлических стилей. Помимо неповторимой музыки и своеобычного вокала. Ведь гроулом или скримингом поют и в других металлических стилях – это как раз довольно распространённая штука. Нет, самая вкусная особенность этого жанра — тексты и тематика песен.
И если вы вдруг подумали, что слово «дэт» – это сокращение от «детский» (ну мало ли, детский металл, лучшие хиты Владимира Шаинского и Юрия Энтина в металлической обработке и проч.), то придётся вас разочаровать: «дэт» – это от слова «death», «смерть», то бишь.
Темы песен – соответствуют названию жанра в полной мере. Если вы слушаете песню, а в ней повествование ведётся от лица свирепого маньяка, который только что перерезал население целой деревни, а потом к нему на колени сел милый котёнок, и маньяк и его зарезал тоже, – так вот, будьте уверены: вы вероятней всего слушаете именно брутал-дэт.
Конечно, всё это может слегка напрячь: слушая о похождениях людоедов и намотанных на лопату кишках, да ещё в подходящем музыкальном сопровождении, немудрено немного повредиться умом или схлопотать сильную психологическую травму. Можно было бы – если б не ещё одна особенность стиля, которую мало кто замечает, а между тем она вполне очевидна.
Брутал-дэт – это уморительно смешной стиль. Да, это может показаться очень странным: как будто бы мало смешного в текстах про кровавые расчленения, чёрные мессы и прочую техасскую резню бензопилой. И всё же, в отличие от беспросветных дроуна и дума, брутал-дэт дарит слушателю чистый, незамутнённый позитив. Как, например, группа «Кувалда», давшая нам одну из вершин русской поэзии двадцатого века, великие строки: «Бетономешалка! Алкоголизм! Бетономешалка! Каннибализм!». Ну как, как можно отнестись к этому без килотонны здоровой иронии?
(Справедливости ради скажем, что чистые дэт-группы, как, например, «Napalm Death», поют о совершенно обыденных вроде бы вещах – и от этого куда более страшных, чем кровавый брутал-дэдовый балаганчик. Что, в принципе, не делает один стиль в чём-то выше другого – у них просто разная эстетика и разные ценности).
Одна из главных групп в брутал-дэте – это американская команда с говорящим названием «Cannibal Corpse» («Труп-людоед»). В общем-то, уже по названию и обложке первого же альбома, где изображён зомби, поедающий собственные внутренности, становится понятно: следует ожидать большого веселья. И за те четверть века, что группа существует, веселья в их истории было — хоть отбавляй.
За эти двадцать пять лет группу пытались запретить, наверное, сотню раз: Америка, конечно, цитадель демократии, но с каждым новым концертом, с каждой новой пластинкой «Cannibal Corpse» там обязательно находился гражданин с некоторым дефицитом чувства юмора, который преисполнялся священным гневом и тащил в суд исковое заявление. Можно ли всерьёз воспринимать песню, в которой рассказывается, как шёл человек по улице, на него упал сорвавшийся с башенного крана груз весом в тонну, потом то, что осталось от человека, доели пьяные бомжи, и всё это означает скорое пришествие в наш мир воинства Сатаны? Оказывается, можно. Воспринимают.
Самим американским металлистам от этого, впрочем, ни тепло, ни холодно: они как лупили свой яростный дэт, так и продолжают, ни на что не оглядываясь и не прислушиваясь ни к чьему мнению. Ну разве что где-нибудь в Австралии конфискуют тираж их пластинок – ну и что? Кажется, группа, в которой вокалиста зовут Труподробитель, может относиться к таким вещам философски. Кстати, в своё время «Каннибалы» с огромным энтузиазмом снялись в уморительной комедии с Джимом Керри «Эйс Вентура», что лишний раз доказывает: вы, конечно, можете воспринять кровавый макабр группы на неподдельном серьёзе, но в душе они парни добрые. Правда, особо не расслабляйтесь – всё равно ведь могут съесть: чисто машинально, по привычке.
12 октября, 20:00
Концертный зал Космонавт
Бронницкая, 24 (м. Технологический институт)
(812) 303- 33- 33
|