Середина-конец шестидесятых годов прошлого века – время удивительное и неповторимое, насыщенное событиями и противоречивое. Беззаботный гедонизм – и вьетнамская война. «Дети цветов» - и мрачные, тяжёлые песни «Velvet Underground» про наркотики и извращения. Тимоти Лири – и операции ЦРУ. Высадка на Луне – и «Парижская весна».
Такое хаотичное, но безумно интересное время не могло не наложить отпечаток на музыку. Вторая половина 60-х – даже не золотая, а какая-то платиновая эра рок-музыки, когда каждый год появлялись не просто знаковые, а сверх-знаковые коллективы, которым суждено было оставаться на гребне волны не годами – десятилетиями.
Смотрите сами. Даже если не считать, скажем, «The Beatles», «Rolling Stones» или «Beach Boys», которые всё-таки были созданы пораньше, то: «The Who» - 64-й год, «The Doors» - 65-й, «The Jimi Hendrix Experience» - 66-й, «Creedence Clearwater Revival» - 67-й, «Pink Floyd» - 65-й… Перечислять можно ещё часа три, и то назвать только те группы, которые вспоминаются навскидку, которые у всех на слуху. А что самое важное – ведь всё это группы совершенно разные, с удивительно своеобразным звучанием. Вот как можно, например, спутать «Genesis» времён Питера Габриэла с «Velvet Underground», когда там играл Джон Кейл? И как можно сказать, какая группа оставила в истории рок-музыки более глубокий след?
Причём, что особенно интересно, многие из этих групп и сейчас гордо «бороздят просторы Большого театра», ни капли не утратив ни в актуальности, ни в востребованности. Тут всё, конечно, очень индивидуально. Скажем, «Doors» настолько прочно ассоциировались со своим выдающимся фронтменом Джимом Моррисоном, что все неоднократные попытки возродить группу после его смерти, при всём уважении к Манзареку и компании, выглядят форменным бесстыдством. А вот те же «Genesis», потеряв ушедшего в сольное творчество Габриэла, передали его полномочия Филу Коллинзу – и по сей день остаются одной из самых успешных групп в мировом роке.
А вот английской группе «Jethro Tull», возникшей примерно в те же годы (конкретно – в 1968-м) в этом плане повезло больше, чем прочим: её основатель и вокалист Иэн Андерсон все эти годы (страшно представить – 45 лет!) остаётся лидером и главным действующим лицом группы. Остроумный вопрос одного корреспондента – не считает ли Андерсон все альбомы «Jethro Tull» своими «сольниками» - это, конечно, гипербола, но определённая доля правды в этом есть.
Оригинальности «Jethro Tull» начинаются с её названия – группа названа в честь, натурально, Джетро Талла, британского сельскохозяйственного деятеля 18-го столетия (это примерно как если бы у нас группа «Аквариум» назвалась бы «Иван Мичурин»). Причём имя это коллектив получил при довольно-таки курьёзных обстоятельствах – участники группы никак не могли подобрать нормальное название, стали перебирать варианты и решили на некоторое время остановиться на «Джетро Талле» (с тем же успехом это мог быть «Томас Лоуренс» или, скажем, «Фрэнсис Бэкон»). Потом «Jethro Tull» именно под этим именем попали в более-менее официальную ротацию, стали выступать в клубах, заключили свой первый контракт – и менять название уже стало как-то поздновато.
Первые музыкальные опыты «Таллов» были довольно хаотическими – свой собственный стиль Андерсон сотоварищи нащупать долго не могли. Впрочем, это сыграло и свою положительную роль – задав на многие годы вперёд неизбывную тягу к экспериментам и бесконечным творческим поискам. Можно говорить самые добрые слова в адрес групп, которые на протяжении десятилетий упорно гнут свою линию и ни на шаг от неё не отклоняются (вроде тех же самых «Motorhead»). Но для Иэна Андерсона подобное было даже не то что неприемлемым, но просто неинтересным.
За четыре десятилетия «Jethro Tull» попробовали себя (более чем успешно) в огромном количестве стилей – от фолка до арт-рока, от электроники и хард-рока до этники (в этом Андерсон очень похож на своего великого коллегу по британской рок-сцене – вышеупомянутого Питера Гэбриэла, с которым у солиста «Таллов» вообще немало общего). Количество записанных группой альбомов потрясает воображение – одних студийных пластинок группой выпущено два десятка, а если брать все концертные записи, коллаборации, «би-сайды» и сольники (настоящие сольники) Андерсона…
Неподготовленный слушатель, который захочет открыть для себя творчество британцев и отправится скачивать их дискографию, может просто сесть перед экраном и горько зарыдать – как выбрать из полусотни альбомов необходимый, с чего начать, куды крестьянину податься? Так что концерт «Таллов», на котором непременно будут сыграны далеко не последние песни из репертуара группы, - может стать отличным началом.
12 сентября, 20:00
Ледовый дворец
просп. Пятилеток, 1 (м.Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20, 718-66-22
|