Фольклорная музыка – это один из самых корневых, глубинных слоёв мировой культуры. Поэтому может вызывать только глухое недоумение тот факт, что скрестить её с каким-либо другим популярным жанром додумались, по большому счёту, лишь в конце шестидесятых. Объяснить это можно, пожалуй, исключительно неразвитостью тогдашней популярной музыки как таковой – ведь её вариативность в те годы находилась во младенчестве.
Тем более всё это удивительно, если учитывать, что вариативность самой фолк-музыки невообразимо высока. Это и старобританские баллады (такие как «Тамлин»), и, например, раннее творчество ещё не «рок-н-рольного» Брюса Спрингстина, и даже, безусловно, Надежда Бабкина. Таким образом, поле для экспериментов здесь открывается огромное.
Когда музыканты это наконец поняли, мир захлестнула свежая, незамутнённая фолковая волна. Фолк синтезировали и с блюзом, и с джазом, и с мартиал-индастриалом; появились дарк-фолк (самый, пожалуй, состоятельный поджанр), готик-фолк и даже такое странное явление, как «этник-фолк» (масло масляное). Тут, впрочем, стоит оговориться, что африканская/азиатская музыка (которую успешно используют такие супергиганты как Питер Гэбриэл и Дэвид Бирн) обычно выделяется в отдельный поджанр «ethnic», а под фолком традиционно понимается музыка, скажем так, западной культурной парадигмы.
Естественно, российские исполнители, пусть и с некоторым запозданием, никак не могли пройти мимо этого колоссального культурного пласта: фольклорные мотивы используются как экспериментальными, «внесистемными» группами («Theodor Bastard»), так и вполне мэйнстримовыми (тот же «Король и Шут»). Однако самой яркой фолк-звездой на российском небосводе всё последнее десятилетие сияет могучий монолит группы «Мельница».
Лучше всего фольклорный материал адаптируют для современного потребителя профессиональные филологи и лингвисты: Толкин гарантирует это. Вокалистка «Мельницы» Хелависа – ещё одно подтверждение этому тезису. Едва ли пропагандируемый группой кельтский фолк смог бы прижиться в нашей среде столь органично, не будь Хелависа лингвистом-кельтологом. Даже её настоящая фамилия (по мужу), О’Шей, многими воспринимается в контексте группы, как очередной «кельтский» псевдоним.
Однако было бы большой ошибкой считать, будто музыка «Мельницы» ограничивает себя исключительно перелицовкой староирландских мотивов. В действительности их можно с полным на то основанием именовать полноценными представителями явления «world music». Это можно утверждать, даже просто взглянув на список инструментов, которые используются в записи «мельничных» альбомов (в их числе, например, экзотичнейший австралийский диджериду, который к кельтам не относится вообще никаким боком).
Ещё одна ошибка – думать, будто творчество «Мельницы» представляет собой усыпляющие и анемичные средневековые хоралы, которые хорошо смотрятся в саундтреках Ханса Циммера, но в жизни «неслушабельны». «Мельница» - это всё-таки фолк-рок (делаем ударение на последнем слове), так что ударная установка и классическая электрогитара используются «мельниками» куда чаще, чем, гм, «жалейка» и «вистл».
Традиция давать рождественские концерты у «Мельницы» существует уже довольно давно – не настолько давно, как, скажем, «Рождественские встречи Аллы Пугачёвой»… но всё-таки давно. В 2013 году музыканты от этой традиции также не отступят – на концерте в РКК «Аврора» прозвучат как песни с их крайнего альбома «Ангелофрения», так и более ранние хиты.
12 января 2013, 19:00
Ресторанно-концертный зал "Аврора"
Пироговская наб. 5/2
(812) 907-1917
|