Русский рок заслуживает много положительных эпитетов в свой адрес (равно как и много отрицательных, но об этом как-нибудь в другой раз). Но есть у него хронический недостаток, о который наша рок-музыка бьётся даже уже не годы, а десятилетия: сильная внутрижанровая ограниченность.
Нет, ну правда: если взять западные группы — то даже человек, который очень далёк от рок-музыки, наверняка пускай краем уха, но слышал хотя бы про группу «Rammstein». То есть даже если он и не знает про жанр «индастриал», то, во всяком случае, название группы сможет припомнить.
У нас с этим глухо: вот есть высоченный и монолитный массив жанра «русский рок», а что это, как это и на что оно подразделяется — попробуй догадайся. Конечно, можно вспомнить и российские коллективы, которые можно причислить к определённому жанру, не такому размытому, как абстрактный «русский рок» (тот же «Король и Шут» или «Сектор Газа», «Theodor Bastard”, “I.F.K.” и так далее), но их единицы, да к тому же, многие из них — продукт откровенно нишевый, вроде, прости Господи, группы «Кувалда» с её трэш-текстами про сварщика-каннибала.
Самое удивительное — это скудность отечественной металлической музыки. Названий тут можно вспомнить немало, но опять-таки — большая часть этих команд знакома довольно узкому кругу ценителей. Это тем более странно, что на Западе жанр «метал» - это громадное раскидистое дерево поджанров, с ветвей которого гроздьями свисают супергруппы. Команду., которая собирала бы на концертах тысячи слушателей, можно найти и в дэт-метал, и в симфоник-метал, и в думе, и даже в каком-нибудь прог-метал. Про классический хэви мы и говорить не станем — зачем? Там вообще легенда на легенде сидит и легендой погоняет. Правда, не у нас.
Тем не менее, одна настоящая легенда, и именно в стиле «хэви-метал», образовалась и в наших палестинах. Этот выдающийся метал-вокалист с полным правом может называться лучшим российским исполнителем в своём жанре, а обе его группы — и старая и новая — заслуженно входят в золотой фонд нашей рок-музыки. А может, и не только нашей. Имя этого человека — разумеется, Валерий Кипелов.
Свой славный музыкальный путь Кипелов начинал в коллективе, от хэви-метала крайне далёком, – ВИА «Лейся, песня», где будущая звезда хэви-метала выступала вместе с, как это ни сложно себе представить, Николаем Расторгуевым — певец русских берёзок и батяня-комбат тогда ещё выступал в отчаянно жёлтом костюме и отплясывал на сцене диковатый шейк. Сам Кипелов, конечно, не мог в те времена выдавать металлические номера в духе «Led Zeppelin» – но более жёсткое рок-звучание он, насколько это было в его силах, старался музыке ВИА придавать.
В середине 80-х по всей стране волной пошли печально известные худсоветы, которые изрядно закрутили гайки, и множество групп просто не смогли продолжать существование. В их числе был ВИА «Лейся, песня», который не прошёл проверку придирчивых худсоветчиков и был расформирован.
Казалось бы — катастрофа. Но на дворе уже были перестроечные времена, и страна стремительно входила в эпоху изменений — не всегда приятных, но для нашей рок-музыки, безусловно, плодотворных. И вполне логично поэтому, что именно в 1985-м году, как рах на заре перестройки, и была основана группа «Ария» – одна из немногих по-настоящему великих российских рок-групп и едва ли не самая культовая (ну уж в тройку культовых точно входит.
«Ария» тоже создавалась на основе ВИА с не менее характерным названием «Поющие сердца», поэтому Кипелов сразу почувствовал себя там как рыба в воде. Наконец-то он мог реализовать свой вокальный потенциал на полную мощность не просто так, а именно «заточив» его под хэви-металлический звук. Правда, долгое время «Ария» собственно не выступала как «Ария»: даже в то хаотическое время «пробить» чисто металлическую программу через бредень вездесущих худсоветов было почти невозможно. Поэтому, хотя молодёжь уже вовсю таскала на себе самопальные майки с накорябанными нетвёрдой юношеской рукой логотипом группы — официально это всё ещё были «Поющие сердца».
Через два году всё уже было совсем по-другому. Альбом «Герой асфальта», вполне официально выпущенный «Мелодией» стал одной из главных пластинок советского рока — да и сейчас этот альбом слушается на удивление свежо, будто и не минуло четверти века. С этой поры «Ария» уже прочно выдвинулась в первый эшелон отечественных рок-групп. Этот успех никак не объяснялся «металлическим безрыбьем» той поры – музыку группы можно было оценивать по самым высоким мировым стандартам, и она эту проверку проходила.
После долгих и замечательных семнадцати лет деятельности в составе «Арии», Валерий Кипелов решил, что пришла пора что-то менять. Результатом этого стал его уход из «Арии» и основание собственного коллектива с незамысловатым названием «Кипелов» – можно было понять, кто будет там играть главную роль! Многие фанаты «Арии» изначально к этому событию отнеслись с большим пессимизмом, но зря: музыка новой группы была столь же мощной, а уж в потере харизмы или вокала её лидера никак нельзя было упрекнуть. Ничего не изменилось и сейчас, по прошествии десятка лет: смесь пафосного симфонизма и жёстких риффов, помноженная на могучий голос Кипелова, ничуть не потерявший в силе, - всё по старому рецепту, всё как надо.
13 декабря, 20:00
Концертный зал А2
пр. Медиков (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|