Говорить о мистических совпадениях в жизни музыкантов (да и вообще кого бы то ни было) – это тема довольно скользкая, попахивающая телепрограммами в духе «Тайна убийства Джона Кеннеди рептилоидами с Марса». Да и обычно, если присмотреться к этим самым совпадениям, выяснится, что мистики в них ни на понюшку табаку: ну в самом деле, что мистического в том, что когда-то Том Йорк познакомился с Джонни Гринвудом, хотя мог и не познакомиться? Обычное совпадение, ничего сверхъестественного, в жизни случаются штуки и похлеще.
Но всё-таки иногда приходится задумываться — ну нет, это не может быть просто капризом судьбы, что-то такое в этом есть. Порой такие совпадения настолько выпирают, что даже человек, в общем не склонный доверять всякой френологии и нумерологии, почувствует лёгкую неуверенность в своём скептицизме — а ну как и вдруг мистика? Как сказал Шерлок Холмс – «Вот так начнёшь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ».
В биографии Ванессы Мэй одно такое совпадение есть, хотя скептики, наверное, опять скажут: «Ну и что тут такого? Бывает». И в самом деле — что такого в том, что Ванесса Мэй родилась в один день (правда, на двести лет позже) с Никколо Паганини? Мало ли кто ещё родился в тот день. Вот, например, президент Теодор Рузвельт. Или Николай Караченцов. А сибирский хан Али бин Кучум вообще в этот день умер — так о чём всё это должно говорить-то?
Это, конечно, звучит довольно резонно, если не вспоминать о том, что Паганини и Ванессу Мэй кое-что объединяет помимо даты рождения. А именно — игра на скрипке. И вот тут уже начинается мистика, потому что не может же быть, чтобы всемирно известная скрипачка без всякой воли рока родилась в один день с самым известным скрипачом в истории?
Ладно, если честно, это всё равно звучит довольно натянуто — Ванесса великолепная скрипачка, всё так, но Паганини вообще гений, каких в истории единицы. Но попробуйте это объяснить тем, кто раз за разом вспоминает этот малозначительный, в принципе, факт и делает из него далеко идущие выводы! В самом деле, этот факт упоминается, наверное, в любой биографической справке про Ванессу — настолько часто, что становится даже как-то неловко. И тем не менее, из песни слов не выкинешь...
Ладно. Попробуем забыть про Паганини и абстрагироваться от нумерологии и астрологии, тем паче, что в жизни и творческой биографии Ванессы Мэй есть о чём поговорить и без сползания на эту скользкую дорожку.
Ванесса Мэй на самом деле обладает довольно сложносочинённым именем Ванесса-Мэй Ванакорн Николсон, в котором чётко отражена вся ветвистость её генеалогического древа. Она наполовину китаянка, наполовину тайка (собственно, Ванакорн — это как раз фамилия её отца-тайландца). Но мало того: родилась Ванесса в Сингапуре, а гражданство вообще имеет британское (её отчим — англичанин, и росла Мэй в Великобритании; оттуда же и «Николсон»).
Мэй — это, конечно, вундеркинд, из тех детей, что уже в подростковом возрасте заканчивают полный консерваторский курс и поражают слушателя совершенно недетским уровнем игры. В случае с китайско-британской скрипачкой всё было именно так: музицировать она начала в том возрасте, когда большинство детей ещё даже говорят-то не очень уверенно, – в три года. Правда, скрипку Ванесса стала осваивать позже (здесь, кстати, большую роль сыграл тот самый отчим-англичанин, наверняка любитель рассказов про Шерлока Холмса — именно он и приохотил юную падчерицу к скрипке).
Благородный инструмент давался девочке очень легко – соответственно, и её музыкальная карьера стартовала довольно рано. В десять лет она, как и полагается всякому порядочному вундеркинду, играла с филармоническим оркестром, свой первый диск классической музыки записала, когда ей было тринадцать (на пластинке были вещи Моцарта и Кабалевского, а записана она была совместно с Лондонским симфоническим оркестром — уровень понятен без лишних слов).
Но всё-таки огромную мировую славу ей принесли не академические выступления, а кое-что другое. Как и всякая нормальная девочка-подросток, Ванесса увлекалась и музыкой полегче, танцевальной, например; и в какой-то момент ей пришло в голову совместить два своих увлечения – записать классические вещи на скрипке в электронной поп-обработке.
Идея вроде бы напрашивалась сама собой, и даже уже были музыканты, которые предпринимали подобные опыты, но в случае с Мэй всё сошлось, что называется, «в цвет»: талант юной скрипачки, оригинальные музыкальные решения, слава вундеркинда да и, чего скрывать, яркая внешность девушки — не счесть по всему миру подростков, увидевших первый клип Ванессы и насмерть влюбившихся в неё). Альбом, названный просто «Violin Player», вышел, когда китайской скрипачке ещё не исполнилось шестнадцати и стал сенсацией — он разошёлся немыслимым количеством экземпляров, а про девушку узнали даже те, кто в принципе не был уверен, является ли скрипка ударным инструментом или же духовым.
Кажется, что Ванесса Мэй присутствовала на сцене всегда, и многие люди с полным правом могут сказать ей, что выросли на её музыке — и это при том, что сейчас скрипачке всего-то тридцать пять! Так что сейчас Ванесса на самом пике творческих сил — всё так же очаровательна и талантлива, как и двадцать лет назад, в момент дебюта.
13 декабря 2014, 19:00
Концертный зал Октябрьский
Лиговский просп., 6 (м. Площадь Восстания)
(812) 275-13-00, (812) 275-13-11, (812) 275-12-73
|