Представление об испанской и латиноамериканской музыке у нас, как правило, самое приблизительное: образованная публика, посмотревшая несколько выпусков передачи «Танцы со звёздами», вспомнит разве что непременное «румба, самба, ча-ча-ча». На сальсе и фламенко уже споткнутся, а уж на пасадобле – тем более (если вообще не решат, что это какое-то заковыристое ругательство). И это только танцы, которые более-менее на слуху!
Что же касается остальной музыки, то тут ассоциации будут уже совсем обрывочными и нечёткими: песня про команданте Че Гевару, Рики Мартин со своей «Вида Локой», ещё пара-тройка исполнителей... всё. Может, кого-то внезапно осенит, что Ямайка со всеми тамошними регги и дабами – государство в Карибском бассейне; впрочем, этот человек попадёт впросак, ибо Ямайка – англоязычная страна, а её музыка несёт скорее отпечаток корневой негритянской культуры.
Так что в испаноязычной культуре много огромных музыкальных пластов, про которые мы почти ничего не знаем. Например, ну кто у нас в курсе про феномен старой кубинской эстрады, которая когда-то тягалась даже и с североамериканской? Правда, тут действительно надо разбираться — что же это за эстрада такая. Так что лучше всего будет начать, как полагается, с начала.
Для этого надо вспомнить, что же представляла собой Куба в полувековом промежутке между выходом из-под испанской короны и пятидесятыми годами прошлого века: это был развесёлый балаганчик островного масштаба, куда ездили развлекаться и играть в многочисленных казино состоятельные американцы (строго говоря, кубинцы — тоже американцы, так что уточню - «жители США»).
Естественно, этих туристов, которые были чуть ли не главной статьёй дохода в кубинской экономике, надо было всячески обслуживать – и в музыкальном плане тоже. Поэтому довоенная кубинская эстрада в двадцатые-сороковые переживала свой золотой век. Многие кубинские музыканты ездили на гастроли даже в США: романтические и малость легкомысленные ритмы, полуиспанские, полуафриканские, составляли нешуточную конкуренцию классическому американскому джазу. Кубинцы сыпали новыми жанрами, как будто владели неким музыкальным Рогом Изобилия; а иногда брали старые испанские стили и превращали их в совершенно новые кубинские: например, болеро, которое большинству прогрессивной общественности известно в первую очередь по песне «Besame mucho», – и в данном случае это именно кубинское болеро, хотя песню и сочинила мексиканка.
Но в пятидесятых годах весь этот праздник гедонизма начал затухать: в охваченной гражданской войной стране с разрушенной экономикой и хаосом во всех сферах жизни было как-то не до веселья... В результате, сначала из страны победивших «барбудос» потянулись американские богачи, а потом и кубинские эмигранты – та часть общества, которая по каким-то причинам не ждала от режима Фиделя ничего хорошего. США ввели против Кубы очень жёсткие санкции, и это отгородило страну печальным «железным занавесом» – а кубинские музыканты, ставившие на уши весёлую ночную Гавану тридцатых годов, потеряли возможность ездить с концертами в Северную Америку и стали потихоньку подёргиваться тиной забвения...
Ситуацию изменил выдающийся американский гитарист Рэй Кудер, который много лет интересовался именно той, легендарной и ушедшей в прошлое гаванской эстрадной культурой тридцатых-сороковых. В девяностых годах санкции никуда не делись, но прилично смягчились, так что любить и изучать кубинскую музыку можно было куда свободней. Кудер взялся за дело основательно – и в середине девяностых отправился непосредственно в Гавану, разыскивать последних мамонтов и патриархов блистательной кубинской эстрады середины века.
Кубинцы – вообще долгожители, так что культурная миссия Кудера увенчалась полным успехом: он нашёл многих исполнителей, про которых уже и думать забыли. Некоторым из них было прилично за восемьдесят, а они всё ещё играли в небольших клубах и совершенно не выказывали признаков усталости и старческой немощи.
Тогда-то Кудера и осенило, и он приступил к созданию самого натурального ансамбля, основу которого составляли те самые мамонты и бронтозавры. Сначала это планировалось как разовый проект, но у железных старцев оказалось так много пороха в пороховницах, что стало понятно – проект будет долгоиграющим, тем более, что туда сразу подтянулись и более молодые, но свято чтящие традиции кубинские музыканты. Большую роль в раскрутке «Buena Vista Social Club» приложил великий режиссёр и друг Кудера Вим Вендерс, который по мотивам поездки Рэя снял эталонную документалку, которую с восторгом приняли меломаны по всему свету.
В России «Buena Vista Social Club» выступит в рамках традиционного фестиваля «Стереолето». Разумеется, хоть кубинцы и будут там хедлайнерами, но и другие участники, мягко говоря, не последние люди. Например, в том же фестивале и на той же площадке будет работать группа «Аукцыон» – а можно ли себе представить более подходящую группу для такого подчёркнуто интеллигентного и тяготеющего к «world music» фестиваля? Пожалуй, что нет: и «Буэна Виста», и «Аукцыон», и конголезцы (!) из группы «Jupiter & Okwess International» – это попадание в самое яблочко.
13 июля, 12:00
ЦПКиО им. Кирова
Елагин остров, 4 (м. Старая Деревня, Крестовский остров)
(812) 430-09-11
|