Балканская, карпатская и вообще восточноевропейская музыка у нас на родине всегда пользовалась вниманием и любовью — потому, наверное, что находила в широкой русской душе своё будто бы зеркальное отражение. Вся эта балканщина-цыганщина, скрипочки, красные рубахи и проч. немедленно откликаются у нас глубочайшим сочувствием. Возможно, в том числе и поэтому на концертах Горана Бреговича в России бывают такие аншлаги, каких не бывает даже на выступлениях мировых рок-звёзд. Хотя Брегович и сам по себе прекрасен, что уж тут говорить.
Так что весь этот безумный цыганский балаган прямиком из фильмов Эмира Кустурицы в России обречён на успех в любом случае. Самое же любопытное, что в США он будет, скорее всего, так же успешен, хотя и по несколько иным причинам: разудалая вакханалия падкому до экзотики американскому зрителю тоже должна прийтись по вкусу. Тот же самый Горан Брегович как-то вспоминал, что во время концерта в США некий зритель вопил на самых развесёлых балканских номерах: «Рашн водка! Казачок! Дафай-дафай!». Комментарии тут излишни.
Поэтому нет ничего странного в том, что и у нас, и на Западе одинаково любят коллектив нашего бывшего соотечественника (для родившихся ещё в СССР, конечно) Евгения Гудзя. Группа его играет в стиле «джипси-панк» (то есть «цыганский панк»), носит несусветное название «Gogol Bordello», а сам Гудзь, помимо явного музыкального таланта, наделён ещё и гуцульским носом и будённовскими усами, за которые его так и хочется дёрнуть, дабы проверить — настоящие ли (спойлер: настоящие. Лучше не дёргать). Ну как его такого не любить?
Между тем, любить Гудзя и компанию и помимо усов есть за что: за весёлое нахальство, музыкальную эрудицию, память о своих корнях, которая постоянно питает песни «Гоголей» отсылками к исторической родине (многие участники группы — русскоговорящие). Самое весёлое — это в первый раз слушать «Gogol Bordello», НЕ ЗНАЯ о их происхождении: гарантированно пару раз вздрогнешь, встретив посреди песни на английском языке виртуозно вплетённую туда строчку из «Мистера Икс» «Да, я шут, я циркач, ну так что же?» или пьяненький куплет «Эй, подавай-ка, дядька, лодку!». Даже ничего не понимающему в нашем культурном коде американцу придёт в голову что-то вроде Юла Бриннера в роли Мити Карамазова; а что говорить о российском слушателе, который сразу же воскликнет: «Да это ж наш человек!» – и, что характерно, будет совершенно прав.
В отличие от некоторых зарубежных звёзд вроде бы нашего происхождения, которые в СССР и пожить-то толком не успели, Евгений Гудзь действительно провёл на Украине и детство, и отрочество, и даже почти что юность: родился он под Киевом в 1972-м, и жил там до тех самых пор, пока не случилась Чернобыльская катастрофа. Позже судьба прилично помотала ещё совсем юного Гудзя по Европе (какая подходящая судьба для человека, играющего цыганский панк!), и ещё в советские времена, в 1990-м, он наконец очутился в США, где и пустил корни.
Склонность к музицированию у парня проявлялась уже тогда: первую свою группу Гудзь основал вскоре после переезда в Штаты — а затем и вторую, и третью... Однако тут сказалось неприятное обстоятельство: жил Евгений в крохотном штате Вермонт в Новой Англии (там же в эти же годы, к слову, жил А.И. Солженицын), а Вермонт в культурном отношении был натуральным медвежьим углом, даже несмотря на Солженицына. Успешную рок-группу там если и можно было создать, то нельзя было раскрутить и сделать известной — поэтому в конце девяностых Гудзь устал долбиться лбом в стену и переехал в Нью-Йорк.
Уж где-где, а в Большом Яблоке возможностей для творческой самореализации было предостаточно — а тем паче, огромная русскоязычная диаспора позволяла найти единомышленников, которые знали про широкую славянскую душу побольше прочих. Вот так в 1999-м году и появилось развесёлое шапито под названием «Gogol Bordello».
Первые годы существования коллектива такими уж развесёлыми не были — первые записи группы снискали весьма умеренную известность, а точнее, даже и никакой не снискали. Впрочем, тут можно сказать, что группа ещё только искала собственное лицо, стиль, и даже состав её ещё тогда не устоялся. Например, талантливый скрипач Сергей Рябцев, без которого звучание «Gogol Bordello» уже невозможно себе представить, появился в группе только в 2000-м году и в записи первого альбома участия не принимал.
Так прошло несколько лет, пока в 2005-м не случился прорыв: пластинка «Gypsy Punk» выстрелила по-настоящему, а сам Гудзь снялся в успешном фильме «И всё осветилось», где не только играл важную роль, но и поучаствовал в записи саундтрека.
Через пару лет группа выпустила альбом «Super Taranta», который помог «Гоголям» окончательно закрепиться на вершине: совершенно дикий и при этом очень гармоничный винегрет из ска-панка, аутентичного карпатского фолка и цыганских мотивов пришёлся по вкусу всем, вплоть до Мадонны и (что неудивительно!) Горана Бреговича, которые предложили музыкантам совместную работу (Мадонна даже сняла их в собственном фильме). Между прочим, в 2011-м году группа выпустила русскоязычный альбом «Моя Цыганиада» – что в глазах нашего слушателя, конечно, добавляет ей вистов.
13 марта, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|