Армянское государство – одно из старейших в истории, если брать ныне существующие. Армения была гигантской империей, простиравшейся от Каспия до границ Египта, когда Рим ещё только делал первые шаги к мировому владычеству. Первая христианская страна, принявшая это вероисповедание задолго до Миланского эдикта Константина Великого, Армения дала мировой истории множество выдающихся имён – учёных, военачальников, мыслителей и даже нескольких римских и византийских императоров.
Разумеется, в той же мере это касается и деятелей искусства. Культура Армении – одна из самых своеобразных и богатых в мире. Это неудивительно – в конце концов, даже собственный алфавит армяне разработали в те годы, когда такой роскошью могли похвастаться немногие народы. Просвещённая, с прекрасной системой образования, страна рождала блестящих художников, архитекторов, литераторов, скульпторов и, конечно же, музыкантов даже в самые тяжкие периоды своего существования (а этих периодов было ох как немало).
Музыка в Армении – вообще особая статья, которая заслуживает отдельного и подробного рассмотрения. Некоторые исконно армянские музыкальные инструменты принадлежат к числу древнейших в истории – они ведут свой отсчёт даже не с первых шагов Армении как таковой, а вообще с истории предшествовавшего ей царства Урарту. Разнообразие (и своеобразие) их очень велико – зурна, канун, барбет, дхол, и, естественно, тот инструмент, который вспоминают чаще всего, когда речь заходит об армянской музыке, – дудук.
История дудука неотделима от истории Армении – со всеми её взлётами и падениями. Впервые в исторических источниках дудук упоминается ещё в пятом веке н.э. Само по себе слово «дудук» - скорее всего, заимствованное из другого языка, и споры о его этимологии ведутся уже много лет. Изначально же дудук носил сложное и романтическое армянское название «циранапох» («абрикосовая труба»). Назывался он так не случайно : ведь абрикосовое дерево – очень распространённый материал для производства этого духового инструмента.
Культура игры на дудуке в Армении совершенствовалась столетиями: логично, что лучшие мастера этого искусства – именно армяне. Ещё более логично, что один из величайших армянских музыкантов, восторженно принимаемый во всём мире, - маэстро игры именно на этом инструменте, олицетворяющем собой армянскую музыку. Имя этого музыканта – Дживан Гаспарян.
При взгляде на этого подтянутого, прекрасно выглядящего человека совершенно невозможно поверить, что в этом году Гаспаряну исполняется 85 (прописью - восемьдесят пять!) лет. Многие признанные легенды мировой музыки, ныне почитающие за честь с ним поработать, ещё даже не родились в те годы, когда молодой Гаспарян уже был солистом Ереванского Филармонического Оркестра. Невероятно титулованный, получивший все возможные и невозможные награды (не только музыкальные), Гаспарян – настоящий посол армянской культуры.
При этом, что особенно важно, музыкант не только уже оставил выдающийся вклад в мировую этническую музыку, но и всеми силами способствует его, этого вклада, преумножению. Гаспарян – профессор Ереванской консерватории, подготовивший себе достойнейшую смену, в том числе и собственного внука, тоже ставшего дудукистом (что очень символично, зовут его также Дживан Гаспарян).
Любая этническая музыка когда-то попадает в орбиту музыки мировой. Популярность такого направления, как «этно-музыка», это доказывает весьма убедительно. Всё чаще и чаще этническая музыка используется в саундтреках к кинофильмам (в том числе и голливудских блокбастеров). А музыку таких выдающихся творцов, как Брайан Ино, Дэвид Бирн или Лайза Джеррард, вообще невозможно себе представить без использования этнических мотивов.
Всё это в полной мере относится и к творчеству Гаспаряна. Его дудук звучал в саундтреке Ханса Циммера к «оскароносному» «Гладиатору». С ним вплотную работал гениальный популяризатор этно-музыки Питер Габриэл. Сам Гаспарян говорит, что без всяких затруднений способен сыграться абсолютно с любым исполнителем. Да и как иначе – ведь музыкант играет на своём дудуке (не меняя его!) уже более шестидесяти лет! Так что пришедшие на его концерт смогут не просто услышать выдающееся по своему мастерству исполнение - вы сможете увидеть Человека Искусства, воистину сроднившегося со своим инструментом.
14 апреля 2013, 19:00
театр «Мюзик-холл»
Александровский парк, 4 (м. Горьковская)
(812) 232-92-01
|