Вадим Комиссаров отмечает начало шашлычного сезона в Санкт-Петербурге и Ленинградской области небольшой, но очень емкой выставкой, включающей работы разных лет, за которыми тянется шлейф увлечений, сомнений и размышлений автора.
Большинство работ принадлежат творческому периоду, кода Вадим Комиссаров имел полное право именоваться «молодым художником» и искать вдохновение в небогатом жизненном опыте, а именно в детских грезах. Живопись Вадима Комиссарова и пять лет назад выглядела анахронизмом, напоминая иллюстрации к научно-фантастическим романам в советских молодежных журналах 80-х. Поп-культура породила удачное определение для описания процессов, вроде гудения модульных синтезаторов, при помощи которых звукоинженеры-романтики творили потенциальную музыку танцплощадок других планет. Оксюморон «ретро-футуризм» удачно передает ощущение сентиментальной тоски по тому, что закончилось, не успев начаться. Сам художник признается, что тема космоса в его творчестве возникла благодаря советскому героическому мифу, который лишь недавно утратил свою магическую власть над детскими умами.
Фундаментальной для творчества Вадима Комиссарова темой являются отношения личной и коллективной памяти. В классической статье французского социолога Мориса Хальбвакса «Коллективная и историческая память» описано знакомое каждому явление: как только ребенок перерастает возраст чисто чувственной жизни, как только он начинает интересоваться значением тех образов и картин, которые он видит перед собой, можно говорить о том, что он мыслит вместе с другими и что его мышление делится на полностью личные впечатления и различные течения коллективной мысли.
Глядя на картины Комиссарова, мы сталкиваемся с хорошо знакомым визуальным языком, который абсолютно не актуален сегодня, но ценен и интересен именно в качестве оригинальной авторской интерпретации обледеневшей глыбы научно-фантастических текстов конца ХХ столетия. Морис Хальбвакс, занимаясь вопросами памяти, пишет о том, что прошлое не уходит, а сохраняется бессознательно и продолжает жить в чертах лиц, интерьерах и стопках старых газет. Присмотревшись к действительности, легко совершить путешествие в прошлое, знакомое только благодаря культурным явлениям. Нечто подобное проделывает художник Комиссаров, только вектор его движения направлен в фиктивное ретро-футуристическое будущее, которого никогда не будет, но которое уже прожито несколькими поколениями читателей романа Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной».
Выставка «Память Земли» как раз и напоминает загадочный фантастический роман, сюжет которого знаком и при этом не знаком зрителю. Подобно писателям-фантастам, Комиссаров моделирует некое доиндустриальное общество, пребывающее в состоянии перманентного пикника. Встреченный в лесной глуши ржавый мангал, вдохновивший художника на своеобразную космическую одиссею, являет нам печальный итог колонизации пригодных для жизни планет.
Изображение: Вадим Комиссаров. «Воспоминания о жизни на Земле». холст, акрил. 2010
6+
Вернисаж пройдет в музее Эрарта 19 мая 2015, во вторник. Начало в 19:00.
14 мая - 30 июня 2015
Музей и галереи современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2
(812) 324-08-09
|