В начале нового тысячелетия наша страна вступала в новую эпоху, да и
весь мир тоже. Это, конечно, может показаться банальностью, но имеется в
виду не только и не столько эпоха календарная – скорее некое
метафизическое понятие, что-то вроде пресловутой «Эры Водолея».
Заканчивались жутковатые девяностые, которые приятно сейчас вспоминать с
ностальгией, а если представилась бы возможность в них вернуться – нет,
спасибо, уж лучше вы к нам; короче говоря, начинались новые времена.
И
да, это касалось и музыки. В девяностые всё было понятно и непонятно в
одно и то же время: это был музыкальный хаос, когда рухнул окончательно
железный занавес, страну поглотило море западной музыки (и не всегда
отменного качества), рок-музыканты по привычке пытались стать голосом
уже очередного, пост-советского поколения — и вдруг с удивлением
понимали, что теперь они всего лишь равноправные участники процесса под
названием «шоубизнес». Появлялись сотнями новые группы, десятками —
новые жанры (ну, понятно, что «новыми» они были преимущественно для нас)
– в общем, это был этакий Большой Взрыв, первичный бульон, из которого
должна была зародиться органическая жизнь российской современной музыки.
Впрочем,
это, по большому счёту, самой рок-музыки и не касалось: она, как
выяснилось довольно быстро, по-прежнему предпочитала опираться на
проверенные кадры. И можно было устраивать сколько угодно фестивалей с
названиями вроде «Учитесь плавать» или, прости господи, «Наполним небо
добротой», но сути дела это особо не меняло: старые добрые «ДДТ» и
«Алиса» всё равно были раз этак в десять популярнее, чем большинство
появившихся в девяностые групп вместе взятых.
Правда, крест на
этих «птенцах девяностых» было рановато ставить: их время пришло позже,
они выстрелили — и выстрелили мощно – в следующем десятилетии. В
девяностых для этого просто не было особенных предпосылок: оказавшаяся
на грани выживания страна очень быстро насытилась всем новым и в сотый
раз слушала «Звезду по имени Солнце» и «Трассу Е-95», не обращая
внимания ни на что вокруг. Хотя было, было на что обратить внимание:
собственно, большинство главных групп «нулевых» зародились именно в
девяностые.
То, что они прозябали-прозябали, а потом вдруг дали жару, было вполне объяснимо: именно на рубеже веков в России появилось «MTV», открывшее стране массу интересных исполнителей; «Наше радио» окончательно освоило роковый формат и сыграло даже большую роль, нежели «MTV»,
в вопросе культуртрегерства и популяризации нового русского рока.
Внезапно выяснилось, что в новое тысячелетие страна входит с весьма
большой и интересной рок-сценой. А кто эти новые герои? Откуда они
взялись? Да вот же, они были и раньше, просто их тогда никто особо не
замечал.
Одна из главных (без всяких скидок и условностей) групп
двухтысячных годов, «Би-2», – тоже из таких вот команд, которые
образовались даже не в девяностые, а вообще «до революции», но настоящую
известность обрела только в новом веке. Почему так получилось и что
радикально изменилось в их творчестве за это время (и изменилось ли)?
Что ж, давайте посмотрим.
Группа «Би-2» была создана в 1985-м
году — начало самого горячего времени в истории русского рока, когда
положение дел в нём можно было охарактеризовать классическим «райком
закрыт, все ушли на фронт». Однако будущие звёзды рок-сцены «нулевых» в
боях не участвовали — они попросту ещё были очень юны. Да и «группа
создана» – это не более чем условность, потому что в 1985-м Шура и Лёва
только познакомились – до полноценного рок-коллектива им было ещё очень
далеко. Нет, они, конечно, собрали некий монструозный ансамбль, в
который в пиковые моменты входило до двух десятков человек, – нечто
среднее между ранним «Аукцыоном» и «Thee Silver Mt. Zion».
Но это было довольно аморфное образование, участники которого сами не
вполне понимали, что они собираются играть и «зачем тебе всё это?!».
Долго этот мегаломанский оркестр не просуществовал — как того, в общем-то, и следовало ожидать.
Даже
1989-й, когда и появилось название «Би-2», нельзя в полной мере считать
годом рождения группы – это всё ещё был проект, эмбрион, который едва
было не обернулся и вовсе выкидышем: в начале девяностых Шура уехал в
Израиль, через какое-то время Лёва его там догнал, но неуловимый Шура
укатил вообще на край света — в Австралию. Тут группа оказалось в
замороженном состоянии. Это сейчас, при нынешнем развитии интернета, не
вызывает удивления соавторство людей, находящихся за тридевять земель
друг от друга; а тогда, два десятка лет назад, музыканты могли
координироваться разве что по телефону.
Поэтому настоящая
история «Би-2» берёт отсчёт уже с с конца девяностых, когда Шура и Лёва
наконец окончательно воссоздали свой дуэт. Дальше уже пошла практически
непрерывная цепочка больших побед: мощная ротация на радио, клипы на «MTV» и, наконец, самый яркий успех – участие в культовом саундтреке к балабановскому «Брату-2». Саундтрек
получился во многом лучше самого фильма, а «Би-2» не просто в нём
поучаствовали, а записали для него самый бронебойный хит - «Полковнику
никто не пишет», после чего, как принято говорить, проснулись
знаменитыми. В этом знаменитом состоянии они пребывают уже полтора
десятка лет – ни на минуту не сдавая позиций и образуя чуть ли не самый
прочный творческий дуэт в нашей рок-музыке.
14 ноября, 20:00
Спортивное сооружение Ледовый дворец
просп. Пятилеток , 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66- 20; (812) 718-66-22
|