Представители бывших союзных республик (в какой угодно сфере: музыка, кино, спорт и проч.) у нас как-то традиционно воспринимаются «своими», вроде как и «заграницей», но в то же время и не совсем. Доказательства? Пожалуйста: скажем, в газете «Спорт-Экспресс», в материалах о подвигах отечественных хоккеистов за рубежом, непременно упоминаются и белорусские, и украинские игроки; а в материалах про баскетбол непременно был подробный отчёт в стиле «Украинский легионер «Лейкерс» Станислав М. провёл на площадке четыре минуты, совершил две потери, фол и один неудачный бросок по кольцу».
С музыкой тут, конечно, немного посложней, потому что, с одной стороны, не так уж много исполнителей из ближнего зарубежья у нас пользуется известностью; с другой стороны, некоторые вовсе воспринимаются как отечественные группы — например, далеко не каждый знает, что группа «Ляпис Трубецкой» родом из Белоруссии.
При этом, если всерьёз засесть за перечисление групп из бывщих ССР, которые у нас достигли популярности, то выяснится, что их не так уж и мало — во всяком случае, хватит на большой пиратский mp3-альбом в духе «Я рождён в советском Союзе, сделан я в СССР». «Вопли Видоплясова», «Океан Эльзы», «Brainstorm», тот же «Ляпис», «5'Nizza», – в общем, список получается достаточно внушительный.
Но всё это в первую очередь касается групп из Украины, немножко из Белоруссии и совсем чуть-чуть – из прибалтийских стран (прибалтийские , впрочем, бывают настолько «западными», что воспринимаются скорее как группы откуда-нибудь из графства Суффолк). Дальше – тишина: много вы вспомните музыкальных коллективов, допустим, из Армении, кроме (шутка) «System of A Down»? А замечательная прогрессив-группа «Fromuz» из Узбекистана? Да, в Узбекистане есть рок-музыка. Нет, это уже не шутка. Да, в России их никто не знает. Да, это печально.
Так что, если группа из братской республики хочет таки закрепиться на российской сцене (а она, при всём уважении к сцене «братско-республиканской», всё же сулит куда больше выгод), то у неё есть два выхода. Либо стать фактически группой российской, как это сделали казахи «А-Студио» – либо, наооборот, налегать с удвоенной силой на свою национальню идентичность (в конце концов, принципиальное «украинство» «Океана Ельзи» ничуть не помешало коллективу Святослава Вакарчука стать одной из самых популярных в России рок-групп двухтысячных)
.
Именно по второму пути пошла самая известная... да чего там, единственно известная широкому кругу наших слушателей молдавская рок-группа «Zdob si Zdub», основанная в 1994-м году «романтиком без музыкального образования» (это самоаттестация) Романом Ягуповым в молдавском городке с леденящим душу названием Страшены. Задуманная изначально как обычный рок-н-ролльный проект, группа довольно быстро нашла собственное лицо, которое резко выделило её из сонма команд, которые продолжают играть стандартные рок-номера всю свою жизнь – отчего, собственно, за пределы своего маленького мирка так и не выбираются.
«Здоб ши здуб» выбрались, да ещё как — выступая на одной сцене с самими «Rage Against the Machine»! Причём произошло это, когда молдавская группа была мало кому известна и на тот момент даже не успела записать свой первый альбом — то есть, выражаясь метафорически, не защитила даже кандидатскую, не говоря уж о докторской.
Благодарить за такую возможность группе нужно легендарный фестиваль «Учитесь плавать», основанный лидером группы «Ва-Банкъ» Александром Ф. Скляром. Именно на «Втором уроке» в качестве хедлайнера выступали именитые калифорнийцы «RATM», а молдавские дебютанты выступали у них на разогреве. Со своим дерзким и многообразным звучанием, замешенным на фолковых молдавско-румынских мотивах, жёстких гитарных риффах, фанке и хипхопе, «Zdob si Zdub» очень точно попали в зарождающийся тренд, чем-то напоминая даже «Red Hot Chili Peppers».
Надо сказать, что открывающее выступление перед выходом «RATM» стало только дебютом – в дальнейшем группе довелось открывать концерты таких титанов как «Biohazard» или Генри Роллинз. К тому времени, впрочем, назвать коллектив Ягупова «дебютантами» ни у кого язык бы уже не повернулся – огромный успех альбома «Hardcore Moldovenesc» уже выдвинул группу в ряды ведущих на российской альтернативной сцене.
Чтобы окончательно закрепить успех, необходимо было пойти на обязательный и традиционный шаг — записать кавер-версию какой-нибудь песни Виктора Цоя. Повод появился в 2000-м году: масштабный трибьют «КИНОпробы», в котором был задействован весь цвет русскоязычного рока. Для проекта «Zdob si Zdub» исполнили «Видели ночь» - и эта версия стала едва ли не самой популярной на всём тридцатипесенном альбоме. С этого момента молдавские рокеры уже вообще могли не беспокоиться за место под солнцем — культовыми они стали в один миг.
В следующем году группе исполняется двадцать лет — а группа по-прежнему развивается, постоянно внося в свою музыку новые мотивы. К примеру, про вышедший в 2012-м году альбом «Basta Mafia!» Ягупов вообще сказал, что это, мол, и не «Здоб» вовсе. Тут он, конечно, лукавит – «Здоб», да ещё какой! – но всё-таки это определённо новый взгляд на молдаванский хардкор.
14 ноября, 20:30
Клуб Jagger
пл. Конституции, 2 (м. Ленинский проспект, Московская)
(812) 923-12-92, 292-20-02
|