Художник Юрий Никифоров (1947-2016) известен как последний представитель модернизма на сцене ленинградского андеграунда, переизобретатель бедного искусства, русский волшебник.
Начиная с 1970-хх гг. он ведет активную выставочную деятельность, участвует в организации творческих объединений ТОХИН и ПАРАЗИТ, создает арт-школу при Санкт-Петербургском Государственном Университете и легендарную выставочную площадку АРТ-ПОЛИГОН на территории арт-центра «Пушкинская-10» – там же, где находилась его собственная мастерская. Творчество Юрия Никифорова не поддается формальной жанровой классификации – он работает «сквозь» и «вопреки», создавая произведения на стыке плоскости и объёма, графики и живописи, поэзии и быта.
Для него характерны массивные, крупноформатные композиции, которые художник создаёт с использованием грубых строительных материалов и простых, хоть иногда и непонятных, на первый взгляд, объектов. Будучи выпускником ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, (сегодня — Санкт-Петербургская Художественно-промышленная Академия им. А. Л. Штиглица), Юрий Никифоров приходит к объемным абстрактным композициям через произведения фигуративного характера. В его ранних работах четко различимы узнаваемые символы и сюжеты (как бытовые, так и религиозные). Среди них можно обнаружить графические листы, удивляющие своим тонким исполнением, легкостью и размеренностью по сравнению с более поздними работами. Однако, уже во многих небольших композициях чувствуется тяга художника к монументальному масштабу и экспрессивному жесту, набирающий мощность заряд энергии. Постепенно, мазок кисти вытесняется широким, яростным жестом – материал страстно и безжалостно рвется, режется, сжигается, прокалывается, пачкается. Затем его тело подвергается реконструкции — раны, щели и разрывы склеиваются, штопаются, зашиваются. Именно материал, его вес, фактура и характер играют решающую роль в формировании узнаваемого брутального стиля Юрия Никифорова. То ли с улицы, то ли с соседней стройки в произведения приходят обгорелые доски, тряпки, проволока, грязь.
В мастерской художника не происходит их преображения в «прекрасное» в привычном понимании, напротив – грязь как будто становится грязнее, обгорелые доски – чернее, опасно торчащие гвозди – острее. Материал получает голос, и этот голос – грубый, напористый, рычащий. Используя материалы неприглядные (а иногда и неприятные взгляду посетителя музея), Юрий Никифоров рассказывает свою собственную историю – правдивую, дикую, радикальную – о «Наказании малой подушки толстой», о «Матраце как туше для разделки», о «Договоре с молотком».
Выставка «Прошитый Горизонт», название которой отсылает к одной из работ Юрия Никифорова, представляет творчество художника разных периодов — от ранней графики 1980-х гг. (в галерее Navicula Artis) до монументальных композиций и объектов последних лет (в большом зале Музея нонконформистского искусства).
Куратор – Анастасия Пацей
Открытие 14 января в 17:00
14 января - 5 февраля 2017
Музей нонконформистского искусства / Большой зал
Галерея Navicula Artis
Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, 10.
|