Если тема рок-музыки в становлении и развитии российской музыкальной сцены раскрыта достаточно неплохо, то в отношении отечественного рэпа такого сказать нельзя. Строго говоря, далеко не каждый даже музыкальный критик сможет честно и чётко определить, что же это, собственно, такое – русская рэп-музыка.
По большой части, в этом положении вещей виноват сам российский хип-хоп. Зародившийся относительно недавно, страдающий всем положенным комплексом болезней роста, зачастую подражательный, причём подражающий весьма, скажем так, маргинальным западным образцам… Открыв для себя Тупака Шакура и Фифти Цента, российская молодёжь родом из девяностых просветлела – и бросилась массово записывать домотканый гангста-рэп, причём руководствуясь печальным принципом «Тех же щей погуще влей». Превратив тем самым перспективное направление отечественной музыки в нечто умилительно-самопародийное.
Однако далеко не все наши рэп-исполнители пошли по пути наименьшего сопротивления, записывая простодушные песни о драматических разборках в спальных районах. Если на Западе рэп-музыка в лице Талиба Квели, Рутс Манувы, Канье Уэста бывает удивительно интеллигентной и многосторонней – то почему бы и у нас не быть таким исполнителям, чьи тексты сами по себе являются качественной поэзией? И, коль скоро мы заговорили именно о таких рэперах, то первым делом в голову приходит Андрей Лысиков, более известный как Дельфин, – бывший участник довольно хулиганского трио «Мальчишник», а ныне один из наиболее авторитетных российских рэперов.
Конечно, на музыкальных концепциях Дельфина сказалось то, что он никогда не зацикливался исключительно на хип-хопе, а долгое время был музыкантом альтернативной группы с блестящим названием «Дубовый Гаайъ» - музыку группа исполняла сложную и интересную даже по нынешним продвинутым временам. Именно это позволяет Дельфину делать рэп примечательный не только в текстовом, но и в чисто музыкальном плане – с использованием мелодики, неординарных сэмплов, менее всего похожий на стандартные «два притопа – три прихлопа» многих современных рэп-команд.
С поэтической точки зрения Дельфин тоже выбивается из стройной когорты рэперов, беззастенчиво рифмующих палку с селёдкой, а паклю – с рваклей, и гордо именующих полученные вирши «голосом улиц». Именно вот эта интеллигентность текстов превращает Дельфина в одно из самых значимых явлений современной российской музыки. Не только рэпа: музыки вообще. Пожалуй, это нежелание кропать непритязательные тексты о нелёгкой судьбе провинциальных «гангста» делает Дельфина чем-то таким, чем в рок-музыке всегда были, скажем, «Звуки Му»: группа, предпочитающая эксперименты и сложный символизм в то время, когда гораздо выгодней выйти на стадион и спеть что-нибудь задорное, лобовое и агитационное.
При всём этом Дельфин никогда не был музыкантом сугубо элитарным, чьи пластинки расходятся в узком кругу из трёх с половиной преданных поклонников. Отнюдь: такие альбомы как «Глубина резкости» и «Звезда» имели огромный успех с чисто коммерческой точки зрения, а песни с них были завсегдатаями хард-ротаций на радио и MTV. Это тоже очень важная причина успешности Дельфина: умение доносить сложные вещи простыми словами для сравнительно большой аудитории.
Последний на этот момент альбом «Существо» Дельфин записал в 2011-году. Именно его песни и станут костяком для программы, которую исполнит музыкант на концерте в клубе «Зал ожидания». Впрочем, и те, для кого Дельфин ассоциируется исключительно с началом двухтысячных, тоже не будут разочарованы: хиты с альбомов «Вне фокуса» и «Глубина резкости» из репертуара Дельфина тоже никуда не исчезли.
15 декабря 2012 , 20:00
клуб «Зал Ожидания»
наб. Обводного канала, 118, ст. м. «Балтийская», «Фрунзенская»
(812) 333 10 68
|