В России в выражение «поп-музыка» обычно вкладываются коннотации не очень приятные, а то и оскорбительные: дескать, это музыкальная жвачка, низкопробщина, безвкусица, «с одной стороны, следует осуждать, а с другой стороны следует порицать» и так далее. То есть разница между попсой и поп-музыкой в общественном сознании ничтожна (если она вообще есть, эта разница).
Это, в принципе, вполне понятно: не так уж у нас много образцов по-настоящему «высокого штиля» в поп-культуре. Групп вроде незабвенной «Президент и Амазонка» («А мы его по морде чайником» и т. д.) в России немало – может быть, даже больше, чем нужно, – а вот Мадонн, Майклов Джексонов и Элтонов Джонов как-то особо и не видать.
И всё-таки разницу видеть нужно и даже необходимо. Иначе мы так и рискуем всю жизнь либо пренебрежительно кривиться – разве ж это музыка, – либо смотреть на Запад с плохо скрытой завистью — вот там музыка, а у нас... Ведь «там» уже давно осознали: крепкая и профессионально сделанная массовая культура вполне может стать и самым настоящим искусством. Как тот же самый Элтон Джон. СЭР Элтон Джон, между прочем.
История шоу-бизнеса знает не так-то много случаев, когда к его, шоу-бизнеса, сияющим вершинам поднимается выходец из бой-бэнда. Тренд на мальчуковые группы прошёл давно и, насколько можно судить, безвозвратно – во всяком случае, в том виде, в котором они собирали стадионы лет пятнадцать назад. Большинство тех, кто тогда гремел, громыхал и поражал девичьи сердца, уже никто и не вспомнит – иных уж нет, а те далече. И многие ли назовут сейчас навскидку, не гугля, состав эпохальной некогда группы «5ive»? Впрочем, даже и те, кто когда-то увлекался – тоже могут и не назвать. Зачем, это ведь всё равно чисто продюсерские проекты – не всё ли равно, кто там открывал рот под фонограмму?
И тем не менее, если уж из этого искусственного и совсем уже неактуального болотца некоторые птицы умудрялись взлететь высоко – значит, тут речь шла о настоящем таланте. Таких исполнителей немного, но те, что есть, добились действительно очень многого. В первую очередь тут, конечно же, вспоминаются два человека. Первый - это Робби Уильямс, единственный талантливый участник стародавней бой-группы «Take That» (которого, к слову, целевая аудитория группы не очень жаловала, ибо он был пухлым и не очень смазливым, а талант музыканта — ну, целевую аудиторию он интересовал в последнюю очередь). Второй, хотя если брать все регалии, это его логичней назвать первым, – не кто иной, как бывший лидер памятной группы «'N Sync» Джастин Тимберлейк.
В России «'N Sync», как ни странно, никогда не пользовалась народной любовью – то ли дело «Backstreet Boys», которых носили на руках и рвали на лоскуты оголтелые фанатки. Поэтому у нас взлёт Тимберлейка к вершинам может показаться неожиданным и феноменальным — мало кто в курсе, какая многомилионная фанатская база была у «'N Sync» на Западе и особенно в США. Впрочем, может, это и правильно, потому что выводить последующий успех «сольного» Тимберлейка из успеха группы, в которой он даже не был лидером, – не очень-то это и поучительно.
Тем не менее, первый опыт продвижения в шоубизе Джастин Тимберлейк получил именно в составе «'N Sync», и не будь этого опыта – может, и не было бы того Тимберлейка, который каждый год получает если не «Грэмми», то «Эмми». И всё же, когда Джастин в 2001-м году объявил о начале записи своего дебютного «сольника» – всерьёз его никто не воспринял. Подумаешь, ещё один амбициозный «вьюнош» из бой-бэнда, что-то там о себе возомнивший – мало ли таких пускалось в самостоятельное плаванье, да так и тонуло в океане безвестности под тяжким грузом собственной бездарности?
Тимберлейк, однако, быстро доказал, что горе-критикам придётся по быстрому брать свои слова обратно, чтоб не очень опозориться. Дебютный альбом певца получил две премии «Грэмми» в двух главных поп-номинациях и разошёлся неслыханными тиражами — в то время, как бывшие коллеги Джастина по группе так и не смогли стать хоть сколько-нибудь заметными музыкальными фигурами.
Правда, один альбом – это и есть один альбом. После его выхода на голову Джастина падали и критические стрелы: дескать, раз в год и палка стреляет, одна ласточка весны не делает, et cetera – множество подходящих по смыслу поговорок каждый может вспомнить самостоятельно. Критики злорадно ждали кризиса второго альбома — после чего им пришлось вторично съедать собственные шляпы: Тимберлейк подстраховался и подрядил к записи диска человека с рифмующимся именем Тимбалэнд – одного из ведущих американских поп-продюсеров, выдающегося битмейкера и «зажигателя звёзд». Результат — вновь две премии «Грэмми», новаторский для поп-музыки саунд и ещё более запредельные продажи альбома (счёт проданных копий перевалил за отметку в десять миллионов!).
Во второе десятилетие XXI века Джастин Тимберлейк вступает уже в ранге претендента на титул главного поп-певца мировой музыки; если ещё и не Майкл Джексон, то уже где-то около того. В прошлом году певец выпустил грандиозный двойной суперальбом «20/20 Experience», а значит, на своём первом концерте в России Джастину будет что показать.
15 мая, 20:00
Спортивное сооружение СКК
просп. Юрия Гагарина, 8 (м. Парк Победы)
(812) 388-12-11, 378-17-10
|