В России понятие «русский рок» давно заменило собой практически все жанры. Это не хорошо и не плохо — вот есть такой факт, и нужно с этим мириться. Тут можно, конечно, сыпать тонкой иронией, мол, у России всегда и во всём Свой Особый Путь. Но в действительности это далеко не только наш феномен. В Японии, к примеру, понятие j-rock давно перестало обозначать национальную принадлежность, а стало означать целый оригинальный жанр.
Так и у нас руский рок имеется в виду всегда, когда говорят о наших группах, даже если эта группа записала альбом с элементами индастриала, альтернативы или вообще прог-рока. Такие дела; единственная проблема — что все остальные жанры уходят как бы на второй план, и не всегда заслуженно. А может, всё-таки заслуженно? Ну, давайте разбираться.
Вот взять, к примеру, панк-рок. В России с панком плохо. Оно и понятно: нет традиций, нет того мощного древа, на котором вырастут достойные ветви. Если обычный рок в Советском Союзе худо-бедно развивался, а в восьмидесятые разразился натуральным Большим Взрывом, – то с панком дело обстояло куда печальней. Даже в Англии и США, странах-родоначальницах панка, буйное, анархическое и неполиткорректное панк-движение казалось «чересчур острым»: многим особо радикальным панк-группам просто не давали выступать на крупных площадках.
Что уж тогда говорить о СССР, в котором группа в традиционной панк-стилистике и с традиционными панк-темами могла вызвать натуральный священный ужас. Те благородные безумцы, кто решился бы в советские годы исполнять панк-рок, могли сразу шить себе TELOGREYKA, покупать PILA и ехать в GULAG на LESOPOVAL. Ну хорошо, может, всё обстояло не так серьёзно, но, например, из комсомола можно было вылететь железно — со всеми вытекающими.
И тем не менее, даже в этой душноватой среде панк-рок начал потихоньку зарождаться и у нас — пусть в своей особой, неклассической, непохожей на западные аналоги, но оттого ещё более самобытной форме. Даже те ценители true-панка, которые единственно возможным считают именно канонический стиль вроде «Sex Pistols», – и те не могут просто так взять и отмахнуться от такого выдающегося феномена, как сибирский панк-андерграунд. А ведь он зародился именно тогда, в 80-е годы. А такая вещь, как «колхозный панк» Юры Хоя и группы «Сектор Газа» – совершенно дикая по форме и строго аутентичная по содержанию?
Нет, всё-таки в СССР панк был. В постсоветской России, когда никаких идеологических препон уже не было, и сдерживать панк было вроде как уже и некому, он и вовсе должен был расцвести буйным цветом. Однако тут вдруг проявился один парадокс: ведь для панка, как известно, чем хуже, тем лучше. И если «бурные девяностые» ещё порождали весьма интересные и оригинальные панк-команды, то в «сытые нулевые» с этим стало как-то совсем кисло: новых групп возникало мало, а те, что были – становились известными разве что в совсем уж узких кругах.
И всё же была, была одна по-настоящему культовая команда с огромной армией поклонников, которые по своей массовости ничуть не уступали монстрам вроде «Алисы» или «Аквариума». В середине нулевых выйти на оживлённую улицу какого-нибудь большого российского города, пройти пару километров и не насчитать по дороге хотя бы трёх молодых людей в толстовках с надписью «Король и Шут», – это был настоящий нонсенс.
Именно «КиШ», группа, созданная Михаилом «Горшком» Горшеневым и Андреем «Князем» Князевым в Ленинграде в самом конце девяностых, стали нашими «Sex Pistols», самой знаменитой и по-хорошему массовой панк-группой. Неповторимый стиль, изобретательные тексты и даже такое нехарактерное для панков качество, как умение играть на музыкальных инструментах — ну что ещё для счастья надо?
Сейчас «КиШ» как-то больше ассоциируются с личностью покойного Михаила Горшенева. Оно и неудивительно — уж слишком харизматичной и яркой фигурой он был, да и оставался участником «КиШ» до последних дней жизни, в то время как Андрей Князев ушёл из группы ещё в 2011-м. Тем не менее, несправедливо говорить, что «КиШ» – это в первую очередь Горшок. На момент прихода Князя в группу, она исполняла совершенно стандартный панк без какой-либо изюминки и выразительности. Вся сказочно-средневековая стилистика группы, да и сама концепция «хоррор-панка» на грани с готик-роком – именно с этим пришёл в группу Князь, и именно в этом его огромная заслуга.
Уйдя из «КиШ», Князь долго не раскачивался и сразу же начал выступать с новой группой, которая называлась незамысловато, но чётко – «Княzz». Здесь уже он был действительно князем, а вернее, царём и богом, который уже мог ни на что не оглядываться и исполнять только то, что сам хотел. При всём этом, хотя сольное творчество Князева совсем уж ушло от «КиШевского» панка в сторону хоррор-рока и готики — у фанатов «старого» «КиШ» никакого когнитивного диссонанса не возникает. Потому что это всё тот же старый и любимый Князь, который просто развил до конца то, к чему всегда тяготел. Каждый из трёх его альбомов в новом амплуа фанаты «Короля и Шута» приняли на ура; то есть мы видим старое качество, расцвеченное новыми идеями. А чего ещё желать? Разве что нового диска.
15 мая, 20:00
Клуб Зал ожидания
наб. Обводного канала, 118, ТРЦ «Варшавский экспресс» (м. Балтийская, Фрунзенская)
(812) 333-10-68, 777-05-05
|