Если некий человек вас спросит: «А что, дружище, ты сейчас слушаешь?», а вы ему в ответ рубанёте: «Слушаю инди!» – очень велика вероятность, что человек посмотрит на вас странным взглядом, отодвинется подальше или как минимум задаст вопрос из серии «Это которое в индийских фильмах играет?». (В особо тяжких случаях человек может подумать, что вы имеет в виду ритуальную музыку индейских шаманов в обработке Питера Габриэла — но это уж мы даже рассматривать не будем). В общем, избежать недопонимания тут будет трудновато.
Это, в общем, неудивительно — хотя бы потому, что мало кто вообще может внятно объяснить, что же это за инди такое и с чем его едят. Ясно, что музыка (хотя понятие, на самом деле, многозначное, но мы сейчас всё же о музыке). Если покопаться в пучинах «Гугла», то можно выяснить даже, что «инди» — это производное не от Индии и не от Индианы Джонса, а вовсе даже от слова «independent», «независимая». Дальше — тишина: ещё можно интуитивно понять, независимость от чего имелась в виду (в первую очередь от мэйджор-лейблов звукозаписи), но вот как это всё выглядит в музыкальном смысле — это зачастую большая загадка даже для самих инди-музыкантов.
Разумеется, понятно, что корни явления идут... одну минуточку, и это тоже совершенно не «разумеется» и не «понятно»: одни музыковеды видят истоки инди-музыки в пост-панке, другие — в брит-попе, третьи — в американской альтернативе начала 90-х, четвёртые и вовсе оставили это неблагодарное занятие и развлекаются сочинением неприличных рифм к слову «инди» (едва ли не самый конструктивный подход). Чего уж там, многие знатоки до сих пор не сошлись во мнении, считать ли инди-рок отдельным жанром с чёткими стилевыми особенностями – или же это конгломерат отдельных жанров, причём нередко они даже отдалённо друг на другу не похожи. Помилуйте, даже с местом рождения инди-стиля не могут до конца определиться! (Хотя мы уже вроде бы выяснили, что это, во всяком случае, не Индия).
«В действительности всё обстоит не так, как на самом деле». В какой-то мере правы обе стороны, что даёт все карты в руки молодым командам, которые не хотят втискиваться в какое-нибудь определение из «Википедии», а просто собираются играть музыку в своём стиле, ни на кого не похожую. В этом есть резон: вздумай текая группа сыграть некий условный неопанк с вывертами и дудуком, отступив от канонов панка классического, - скушали бы Ценители Жанра. А окрестившись «инди-группой», можно спокойно оперировать любыми художественными средствами, не опасаясь проклятий со стороны «критиков чистого разума».
Вот примерно такую методику взяла на вооружение одна из самых перспективных молодых рок-групп Великобритании – лондонская группа «White Lies». В профильной прессе лондонцы чаще всего проходят по разряду инди-рока, и откуда растут ноги в этом конкретном случае — понятное дело: они ведь британцы, а стало быть, и вдохновение черпали из истинно британских источников — брит-попа, а в особенности пост-панка. Поэтому кто-то называет их «преемниками «Joy Division», кто-то — «последователями «Stone Roses», а кто-то даже и «новыми «The Smiths». При всей вольности подобных сравнений, зерно истины (и даже весьма немаленькое) в этом всём есть: «White Lies» очень плотно цепляются к английской рок-традиции последних тридцати лет, – но при этом никого не копируют и ничего не передирают, а именно что отдают дань уважения.
Началась история «White Lies» тоже весьма традиционно: искать по тэгам «школьники», «первая рок-группа», «нравиться девочкам», «не умеешь играть — будешь басистом» и так далее. В общем, ничего примечательного — стандартная история примерно девяноста девяти групп из ста (из которых примерно девяносто так навсегда на этом уровне и остаются).
«White Lies» тогда носили название, которое можно перевести примерно как «Боязнь полётов». Это наименование очень подходило группе и было даже символичным — потому что взлететь лондонцам никак не удавалось. Хотя для своей раскрутки они использовали все самые прогрессивные методы (включая, например, «MySpace») – на рост популярности это всё особо не влияло. Хотя определённый круг поклонников у лондонцев был, но они явственно упёрлись в некий потолок — и пробить его никак не получалось.
Нужно было перестать биться в этот потолок головой, а искать выход из комнаты. И группе неожиданно удалось это сделать, причём вполне изящным способом. В конце 2007-го они произвели неожиданный ребрендинг, переименовавшись собственно в «White Lies». Но, естественно, только сменой названия ребрендинг не ограничился — изменилось и звучание. Незамысловатый и даже примитивный по нынешним меркам брит-поп сменился жёстким и неожиданно обретшим новую волну актуальности пост-панком.
Это уже действительно было в традициях «Joy Division» – мрачный и исполненный внутреннего драйва саунд, который моментально сделал лондонцев очередной «большой новой надеждой» британского рока. Выданные тогда авансы «White Lies» оправдывают вполне — став одной из самых успешных английских групп двухтысячных и удерживая эту планку с выходом каждого нового альбома (коих на данный момент три штуки, а последний вышел в прошлом году).
15 мая, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|