Что ж, давайте начнём с традиционных шуток про жанр, называемый «пост-роком». Например:
- за то время, что вы читаете название стандартного пост-рокового альбома, у вас успеет родиться не только сын, но и внук;
- типичная пост-роковая группа – это когда музыкантов на сцене больше, чем слушателей в зале;
- пост-рок имеет такое же отношение к року, какое пост-панк – к панку (несмешно, зато правда).
Так-с, ну, обязательную программу с шутками-прибаутками оттарабанили, теперь можно, собственно, про пост-рок.
Почему непременно нужно про него шутить? Нет, ну а как вы предлагаете: если относиться к нему со всей подобающей серьёзностью, то можно и в уме повредиться, и на стенку полезть. И не только из-за резонанса с душераздирающим, потрясающим сердце и ум пост-роковым звучанием, но и просто потому, что, извините, сколько можно?!
Да, увы: пост-рок сейчас потихоньку начал превращаться в пародию на самое себя. Он вдруг стал мучительно модным жанром, а для музыкального направления это первейший путь к неприятным трансформациям незнамо во что. Вспомним рэпкор, который начинался благородным крестовым походом «Rage Against the Machine» против всех сил мирового зла, а закончился постыдной группой «Crazy Town» с песней «Ты моя бабочка, сладкая крошка».
Вот и с пост-роком стала происходить та же история: его в какой-то момент сделалось слишком много, а ведь он ещё претендует на некую «элитарность», «немассовость». (Кстати, уже само по себе безумное сочетание претензий на «элитарность» с десятками суперпопулярных групп способно угробить любой жанр, не то что пост-рок). Вслед за этим пошло-поехало – удивительные в своей нелепости попытки запихать по разряду пост-рока любые инструменталы с плотным гитарным звуком (вплоть до альбомов , как ни дико прозвучит, дуэта Фёдоров-Волков – да, по мнению некоторых, это тоже пост-рок). Инструментальный рок? Шугейзинг? Какой там, вы говорите, «My bloody Valentine»? Это же пост-рок всё, ну что вы, в самом деле!..
Всё это привело к тому, что наиболее авторитетные группы жанра стали от самого жанра попросту открещиваться – мол, я не я, и кобыла не моя. Это, в общем, классическая ситуация – ровно так же в своё время группа «Portishead» остро реагировала, когда их пытались со всем должным почтением причислить к трип-хопу. Ведь тут не только нежелание больших артистов втискиваться в узкие форматные рамки, но и простое и по-человечески понятное стремление дистанцироваться от жанра, к дискредитации которого приложили нечеловеческие усилия десятки групп.
И вот группа «Balmorhea». Насколько это типичный пост-роковый проект? Да и вообще, пост-роковый ли?
Вообще, в Россию в последние пару лет зачастили отличные построковые коллективы. Были почти все, от сверхтитанов «Godspeed You! Black Emperor» и «Mogwai», до групп менее эпичного масштаба, но ничуть не менее интересных: «Mono», «65daysofstatic», «God is an astronaut», «Maybeshewill». (Из крупных и действующих групп Россию по-прежнему игнорируют разве что исландцы «Sigur Ros», чьи поклонники даже пишут любимцам воззвания и петиции, – но тут уже, видимо, тот же заскок, что у «Radiohead»). Теперь вот «Balmorhea».
Выражение «пост-рок» и правда в последние годы стало чуть ли не матерным, потому что уж больно много развелось групп, которые ударят по трём нестройным гитарам, нагонят непонятной и аморфной нудятины на полтора часа чистого времени и гордо обзовут это названием вроде «Crocodile Mountain and the Bloopers at the Last Forest of Lunacy» (выдумано только что, но существует даже специальный робот-генератор типичных пост-роковых названий, который сочиняет в том же духе). И всё же, чего у жанра в его лучших проявлениях не отнять — это уникального разнообразия. Даже «Silver Mt. Zion» и «Godspeed You! Black Emperor» звучат совершенно по-разному, их не спутаешь — а ведь костяк этих групп состоит из одних и тех же людей!
Так и «Balmorhea»: формально находясь в пределах одного жанра с перечисленными группами, американцы действуют в собственной, небольшой, но уютной нише. Если «Silver Mt. Zion» – это грозные босоногие глашатаи конца света, а «Mogwai» – хладнокровные докторы Франкенштейны, деловито прикидывающие, как бы ещё воткнуть в слушателя щуп, то «Balmorhea» – это такой домашний, тёплый и красиво-спокойный пост-рок, который очень приятно включать, когда за окном слякоть и снег, свистит жуткий ветрище и хочется чего-то согревающего.
Именно это и делает группа из Остина, штат Техас – согревает. (Между прочим, в том же Остине, только семью годами ранее, появилась ещё одна значимая для жанра группа – «Explosions in the Sky»; в этом несомненно виден какой-то знак). Если бегло глянуть первые попавшиеся отзывы о группе, то рефреном будет «воздушно», «волшебно», «очень романтично», «тепло и атмосферно» – то есть примерное тяготение к полюсу тех же «Sigur Ros», только без прорезающихся порой у исландцев бурно-апокалиптических ноток.
Техасцы просто играют музыку, спокойную и очень красивую – даже больше инструментальный рок, чем пресловутый жанр на букву «п». Ещё одно забавное совпадение — один из альбомов группы называется «Constellations», а лейбл, на котором записываются несколько великих канадских пост-роковых групп, носит название... правильно, «Constellation Records». В этом опять же виден знак — есть куда стремиться!
15 ноября, 21:00
Клуб Zoccolo 2.0
Лиговский просп., 50, корп. 3 (м. Лиговский проспект)
(812) 945-43-05
|