Российский музыкальный авангард (электроника, к примеру) всегда был у нас в положении сугубо андерграундном: исполнители, которых на Западе отрывали буквально «с руками», в собственной отчизне зачастую были просто никому не нужны и уезжали за рубеж – иногда в поисках лучшей доли, иногда за новыми впечатлениями, порой просто потому, что там им комфортней работалось. Характерен пример лидера советского электронного авангарда Василия Шумова, который уехал в США ещё до распада Союза, да так там и остался, хотя связей с Россией никогда не прерывал. Нет пророка в своём отечестве, короче говоря.
Вот и приходится, чтоб добиться известности в родном крае, устраивать всевозможные перфомансы (слово, ставшее ругательным усилиями деятелей контемпорари-арт). Взять, скажем, умных и тонких музыкантов из группы «Ёлочные игрушки» – чтоб добиться серьёзного признания, понадобилось записать альбом с фриковатым шансонье Стасом Барецким. Хотя сам по себе Барецкий – глыба, матёрый человечище, и в совместной записи с ним нет ровно ничего предосудительного, конечно; это, в конце концов, далеко не Джигурда по степени этой самой «фриковатости». Но показателен сам факт чтоб выйти из электронного гетто, пришлось сначала натянуть на себя метафорическую «жОлтую кофту», а уж потом, когда о группе заговорили громче, демонстрировать, что не одним адским рыком Барецкого группа живёт.
Ещё один выдающийся электронный музыкант с академическим именем Иван Павлов уже давно в афишах значится примерно так: «Ivan Pavlov (Sweden)». Например, в заголовке к этому тексту. Сразу вспоминается диалог из повести Стругацких: «Вы, вероятно, швед? - Вероятно. В большой степени швед». Павлов, однако, швед в небольшой степени – просто с середины девяностых он живёт и работает в Стокгольме.
Сам Павлов, вообще говоря, нижегородец — именно там, тогда ещё в Горьком, он и начал заниматься рок-музыкой. Об эмиграции он особо не задумывался — во всяком случае, никакой «идейности» в его отъезде за рубеж не было: просто предложили поработать в Швеции, а потом уже и уезжать не захотелось. Впрочем, учитывая те жутковатые годы, ничего удивительного в этом нет.
К тому времени Павлов уже давно и плотно «подсел» на электронную музыку, и собственные экзерсисы даже записывал. Вообще же электронной музыкой он начал увлекаться ешё в конце 80-х, и к 1991-му году его музыкальные предпочтения уже были вполне оформившимися и зрелыми. А в том самом году произошло нечто, что повлияло на дальнейшую музыкальную судьбу Павлова сильней всего: в руки к нему попал альбом «Love Secret Domain» великой британской электронной группы «Coil».
Гениальных новаторов и экспериментаторов «Coil» трудно было загнать в такой ограниченный жанровый загон: они, дескать, создают электронную музыку. Джон Бэланс и Питер Кристоферсон создавали МУЗЫКУ – а уж какая он там была по своей жанровой принадлежности, нужно было разбираться отдельно. Чего-чего, а уж одинаковых записей, повторений пройденного, у «Coil» никогда не было. Они писали то жёсткий пост-индастриал, то дивной красоты этериал, а диск, с которого начал своё знакомство с британцами Павлов, вообще классифицировался как «танцевальная музыка». Ну, то есть, это нужно знать «Coil», чтобы понимать, какие там были танцы; конечно, дрыгоножеством и рукомашеством под группу «Фристайл» там и не пахло. Однако мы слишком долго говорим о «Coil» – а ведь речь-то вроде бы была о русском шведе Иване Павлове, не так ли?
Не совсем. Во всяком случае, очень сложно отделить от них Павлова, который в Швеции начал писать музыку под псевдонимом COH (читается как, натурально, «Сон», хотя для западного слушателя Павлов всё-таки «Кох»). Дело в том, что после переезда за рубеж и расширения, скажем так, круга знакомств, Павлову представилась уникальная возможность познакомиться с собственными кумирами (сколь многие самодеятельные музыканты отдали бы за такую возможность свою почку!) - его английский приятель оказался другом Джона и Питера. Он и познакомил Ивана с гениальными лондонцами.
Именно лондонский электронный дуэт открыл, по большому счёту, Павлова публике, вывел музыканта за пределы локальной популярности среди очень узкого круга знакомых. Как раз подвернулось то обстоятельство, что у «Coil» в 2001-м году были запланированы концерты в России — конечно, Бэланс и Кристоферсон не могли не пригласить нового друга для совместного выступления.
В конце 2004-го года случилась первая трагедия: Джон Бэланс погиб в собственном доме, выпав из окна. Тяжело переживавший это Кристоферсон заявил, что группы «Coil» больше не существует. Собственную же музыкальную деятельность Питер прекращать всё же не собирался — и сделал рабочее предложение Павлову, создав с ним исключительно интересную группу «Soisong».
«Soisong» во многом напоминала «Coil» периода этак середины 90-х. Группа хоть и не была такой культовой и переворачивающей сознание, как «Coil», но пользовалась приличной популярностью — а вот просуществовала всего три года: в 2010-м году Питер Кристоферсон тихо и совершенно внезапно скончался во сне. С тех пор Павлов выступает один, снова как COH. Для поклонников сложно устроенной, умной электроники и минималистского нойза концерт Ивана обязателен к посещению — и далеко не только потому, что на Павлове лежит отблеск «койловского» величия; он и сам по себе заслуживает самого пристального интереса.
15 ноября, 20:00
Клуб Dada
Гороховая, 47 (м. Сенная площадь, Садовая)
(921) 424-39-69
|