Начнём с ассоциаций гастрономических. Вы приходите в дорогой ресторан и видите сидящего за огромным белым инструментом человека в белом же фраке, который негромко играет что-то размеренно-классическое. Что это за инструмент? Рояль.
Дальше вы выходите из ресторана и направляетесь в сторону своего любимого бара, где в клубах сигаретного дыма сидит, тоже за инструментом, другой человек — небритый, с закатанными рукавами, папироской в зубах и, кажется, в подпитии. Он весело бренчит тоже на некоем инструменте, который можно встретить примерно в каждой десятой российской квартире. В этого человека стрелять не надо — играет как может. На чём играет? Правильно — на пианино.
Собственно, рояль и пианино объединяет даже не то, что на них можно играть («А ещё клавиши чёрно-белые!»), а то, что это, при всех своих различиях, два вида одного инструмента — фортепиано. Инструмента, появившегося на свет благодаря гениальной голове итальянца Кристофори чуть больше трёхсот лет назад и изменившего лицо мировой музыки на долгие столетия вперёд.
Неслучайны первые ассоциации. Рояль действительно больше ассоциируется с солидным исполнителем-виртуозом, имеющим консерваторское образование и играющим концерты Рахманинова для искушённой публики. Пианино же как-то больше заставляет вспомнить пианистов в салунах Дикого Запада, чернокожих блюзменов, хриплым голосом клянущих жестокую судьбу, да даже просто пресловутый «Собачий вальс», которым нас в детстве мучили жестокосердные родители - «Пока не сыграешь, никакого тебе футбола».
Конечно, всё это во многом предрассудки — рояли тоже бывают разные и для разных целей предназначенные (хотя цель, строго говоря, одна – исполнять музыку, но ведь и музыка бывает разной). Но всё же рояль — это рояль, и когда вы идёте, скажем, в Мариинский театр послушать Чайковского, то понятно, что вы там ожидаете увидеть не расстроенное пианино с дырками от ковбойских пуль, а именно рояль. И может быть даже белый.
Поэтому ничего удивительного в том, что рабочий инструмент одного из самых выдающихся пианистов нашего поколения – это именно рояль (три рояля, если быть точным, и все самого высокого качества). Этот пианист — наш соотечественник Денис Мацуев, и он — один из тех людей, с которыми в принципе ассоциируется современная фортепианная музыка.
Обычно, когда заговаривают про выпускников консерватории, сразу приходит в голову собирательный образ щуплого мальчика в очках, прижимающего к себе скрипку в чёрном футляре. Человека, у которого возникает только такой образ, может серьёзно озадачить внешность Дениса Мацуева: высоченный красавец под два метра, богатырской комплекции, с пышной шевелюрой, страстный поклонник футбола — ничего общего со стандартными представлениями о классическом музыканте, не правда ли?
Мацуев именно такой. Когда мы говорили о типичной детской альтернативе — или играешь «Собачий вальс», или никакого футбола с пацанами во дворе — это и к Денису тоже относится, потому что детство у него было вполне традиционное, без круглосуточного заточения в стенах музыкальной школы. Так, да не совсем так: потому что, наряду с обычными пацанячьими интересами, в его жизни всегда, с самых «младых ногтей», была музыка. Первый раз музыкальное произведение кроха-Денис сыграл... в три года — повторив услышанную по телевизору мелодию с точностью до ноты. После этого сразу стало понятно — из этого малыша должно получиться нечто стоящее.
Так что Мацуева никто не загонял в музыкальную школу под угрозой родительских репрессий и лишения радостей жизни, как это часто бывает — нет, музыкой он проникся сызмальства и уже к подростковому возрасту, например, отлично разбирался в опере. Но мало разбираться в музыке и любить её, чтобы стать гениальным музыкантом — тут нужен некий дар, а его-то у Мацуева было явно в избытке.
Впрочем, дар даром, но без изнурительной работы над собой любой гений быстро погаснет (Моцарты с их великолепной лёгкостью всё-таки рождаются один раз в истории). Помните известную поговорку, что гений на 90% состоит из труда? Так и здесь: Мацуев работал над собой с полной отдачей, а помогали ему в этом родители, которые в один прекрасный момент бросили родной Иркутск и увезли сына в Москву — где всячески помогали ему и поддерживали. Как признаётся сам пианист, без этой помощи и, в хорошем смысле, строгого контроля он бы никогда не стал тем, кем сейчас является.
А является он — без преувеличения — одним из сильнейших ныне живущих пианистов. Сотрудничество с великими дирижёрами — такими людьми как Спиваков, Маазель, Темирканов, – выступление на самых престижных мировых площадках вроде Ла-Скалы или обязательного Карнеги-холла... Далеко не всякий артист, даже первой велечины, может похвастаться таким послужным списком. А ведь Мацуеву всего 38 лет! (Кажется, будто он играет целую вечность, ну так и всероссийское признание он получил всего-то, когда ему было 23). Гайдн, Рахманинов, Чайковский — музыку столь разных композиторов Денис исполняет так элегантно и непринуждённо, что кажется, будто они писали свои произведения специально для него. Или как будто сам Денис Мацуев — автор этой музыки. В каком-то смысле это так и есть, впрочем.
15 января 2014, 19:00
Вторая сцена Мариинского театра
Декабристов, 34а (м. Садовая, Спасская)
(812) 326-41-41
|