Джаз многими воспринимается как жанр, так сказать, «элитарный», эстетский, не для всех. Между тем, изначально джаз воспринимался современниками как нечто относительно «низкое», от элитарности крайне далёкое. В этом нет ничего странного – если вспомнить, что корни джазовой музыки растут из Африки, и сам джаз, соответственно, считался «музыкой чёрных». А учитывая, что до законодательной отмены расовой сегрегации оставались десятки лет, - говорить о какой-то «элитарности» джаза было бы просто смешно.
Возник джаз не на пустом месте. Мощный фундамент в лице блюза и регтайма у него уже был: именно синтез этих двух элементов и дал жизнь новому жанру, первоначально очень «нишевому». Неудивительно, что и популярность джаз сначала обрел в городе, который сам по себе представлял пестрейший сплав культур и этносов: в Новом Орлеане.
Город в дельте реки Миссиссипи был этаким луизианским Вавилоном - с его креолами, французами, спиричуэлсами и мощной традицией духовой музыки, идущей ещё со времён гражданской войны. Атмосфера в городе, внешне вольная и беззаботная, весьма располагала к музыкальному экспериментированию, развитию старых жанров и созданию новых. Именно здесь родился один из величайших американских артистов, основоположник жанра – гениальный Луи Армстронг. И вскоре джаз, окончательно оформившись, начал свою «ползучую революцию» - постепенно распространяясь с юга, из «Дома Восходящего Солнца», и захватывая всё новые и новые области.
На севере США джаз прижился довольно быстро, хотя изобретатели жанра, темнокожие американцы довольно долго играли в собственной лиге только на вторых ролях – пальмой первенства владели диксиленды, состоящие исключительно из белых музыкантов. Однако со смягчением расовой нетерпимости «чернокожие» джаз-бэнды постепенно стали отвоёвывать принадлежащее им по праву место в высшем дивизионе джазовой музыки.
Поэтому символично, что именно на севере, в столице США Вашингтоне, и родилась ещё одна легенда мирового джаза – Эдвард Кеннеди Эллингтон, более известный всему миру как Дюк Эллингтон.
В отличие от того же Луи Армстронга, бродяжничавшего по новоорлеанским трущобам, детские годы Эллингтона прошли гладко и безоблачно. Родился он в весьма благополучной и обеспеченной (по тогдашним меркам) негритянской семье; интеллигентные родители, особенно увлекавшаяся игрой на пианино мать, привили Эллингтону раннюю любовь к музицированию. Это предопределило его судьбу и немало повлияло на развитее музыки XX века в целом.
Профессиональным музыкантом Эллингтон стал уже в 18 лет, а в 25 уже был руководителем популярного квинтета, который с успехом дебютировал в Нью-Йорке и вскоре играл в крупнейших гарлемских клубах – а через какое-то время уже и на Манхэттене. Не прошло и пяти лет, как ансамбль Эллингтона разросся до десяти человек, превратившись уже в настоящий оркестр, и обосновался в весьма фешенебельном клубе «Коттон Клаб».
Но настоящую славу оркестр Дюка Эллингтона приобрёл, когда начал широко гастролировать – сперва по сопредельным штатам (особенно в Чикаго, где традиционно знали толк в джазе), затем по всем Штатам, а позже – и за их пределами. Феноменальный талант Эллингтона вкупе с его постоянным новаторством и отсутствием косности обеспечил его оркестру непреходящую популярность даже в послевоенную пору, когда американское общество стало от джазовой музыки постепенно уставать. Эллингтон не останавливался буквально никогда: его начинали критиковать за приверженность «джангл-джазу» - а он обращался к академической музыке, на него обрушивались за надоевшие свинг-мотивы – композитор внезапно создавал музыку для мюзиклов и кинофильмов, где далеко отходил от привычной манеры.
Дюк Эллингтон умер в 1974-м году, но его оркестр пережил своего создателя и по сей день остаётся одним из крупнейших мировых джаз-бэндов. В России оркестр Дюка Эллингтона – гость частый и желанный: можно вспомнить, что в СССР он впервые побывал ещё под руководством своего великого основателя. Поэтому завсегдатаи Большого Зала Филармонии уже знают, чего можно ожидать от концерта титанов джаза. Те же меломаны, кто только сейчас решил окунуться в волны истинно американской музыки, просто не смогут найти лучшего повода для этого знакомства.
16 апреля, 20:00
Большой зал Филармонии
Михайловская, 2 (м. Невский проспект)
(812) 710-42-57, 710-42-90
|