Джаз — искусство если и не вечное, то, во всяком случае, такое, которым будут наслаждаться ещё как минимум наши правнуки. Это, может быть, и смелый прогноз... а может, и не очень смелый: в конце концов, какой-нибудь старый новоорлеанский джазист крайне изумился бы, если бы ему дали послушать «Red Snapper» или Джона Зорна – а ведь это, несмотря на все условности, джазовая музыка чистой воды. И эту джазовую музыку будут слушать ещё очень долго, потому что она беспрестанно развивается. «Gang Starr» свободно рифмовали джаз с рэпом, «Bohren und der club of gore» – с дум-металом, трип-хопа без джазовой музыки и вовсе не существовало бы. Джаз не устаревает.
Причём это касается не только новомодных стилей, но и вполне традиционных форм – и ещё большой вопрос, что популярней. Филармонический джаз давно и прочно завоевал своё место в мировой культуре – и место это такое же высокое, как у классической музыки. Да, собственно, это и есть классическая музыка – только пользующаяся немного другими изобразительными средствами, нежели Гайдн с Моцартом. Ведущие джазовые филармонические оркестры собирают многотысячные аншлаги, ничуть не уступающие рок-концертам. А это ли не показатель того, что джаз – не просто утеха кучки высоколобых эстетов, а настоящая популярная музыка в лучшем, высшем значении этого слова?
Кстати, о ведущих оркестрах. Так уж издавна повелось, что они, как правило, носят в названии имя их руководителя и основателя. Никакой «звёздности» или проявления мании величия здесь нет и в помине: просто эти руководители и основатели – настолько выдающиеся музыканты, что носить их имя – огромный почёт и повод для гордости. Например, оркестр Глена Миллера, который, наверное, будет работать под этим названием всегда – хотя самого Глена Миллера нет в живых уже семьдесят лет. Но это не важно: любого музыканта в оркестр отбирают так тщательно, словно этим занимается сам великий основатель.
То же самое и ровно в той же мере относится ещё к одному легендарному американскому джаз-бэнду – оркестру Дюка Эллингтона. И то, что сам Эллингтон скончался уже четыре десятка лет назад, не имеет никакого значения: носить это имя оркестр будет до тех пор, пока джаз вообще существует как жанр. Потому что каждый член оркестра всегда помнит, личность какого масштаба основала этот джаз-бэнд.
А какого масштаба? Да самого что ни на есть титанического, без преувеличений. Собственно говоря, Эллингтон – один из главных музыкантов за всю историю джазовой музыки, чьё влияние на жанр огромно. Имена такого калибра можно по пальцам пересчитать – Майлз Дэвис, Колтрейн...
А в первую очередь, это, разумеется, Луи Армстронг — равновеликий бог и титан, а может, даже и стоящий чуть выше в иерархии. Это вообще противопоставление очень интересное: общего у этих двух величин только то, что оба — чернокожие музыканты, игравшие джаз и сделавшие безумно много для его развития. Армстронг был типичным новоорлеанским босяком, который провёл детство в кошмарной нищете и выбился в люди только благодаря своему великому музыкальному гению, вопреки ужасным условиям американского Юга тех лет.
Эллингтону повезло намного больше — он родился на Севере, в очень обеспеченной и благополучной семье по меркам чернокожего населения начала века. Родители Эллингтона были образованными и интеллигентными людьми, давшими сыну начальное музыкальное образование – Армстронг тем временем проходил свои университеты в подростковой колонии. Так что со стартовыми условиями Эллингтону, конечно, подфартило.
Однако образование образованием... Много ли людей которых в детстве родители отдали в музыкальную школу, сейчас смогут наиграть «Чижика-Пыжика» на пианино? Главное – талант и стремление реализовать себя именно в музыке – а этого всего у Эллингтона было в избытке, ничуть не меньше, чем у неистового Армстронга, для которого то был единственный способ подняться с социального дна. Перед Эллингтоном было открыто куда больше дорог, но юному Дюку ещё не исполнилось и восемнадцати, когда его выбор был сделан окончательно — в пользу музыки, конечно.
В этом плане Эллингтон вообще был вундеркиндом — музыку он начал сочинять ещё совсем ребёнком (даже не подростком, а именно ребёнком), а к тридцати годам он уже был одним из ведущих джазистов США, выступая в самых престижных джазовых клубах. К тому времени он уже основал свой легендарный джаз-бэнд, надолго переживший своего основателя, - чем основатель наверняка был бы несказанно горд.
Ведь даже несмотря на то, что такие люди, как Эллингтон, рождаются раз в столетие – оркестр его продолжает держать марку на таком высоком уровне, будто дух Дюка по-прежнему присматривает за ним откуда-то с Джазовых Небес. Количество заложенных оркестром джазовых стандартов, на которые ориентируются все современные исполнители, огромно: он порождал джазовые тренды полвека назад, продолжает это делать и сейчас. А это значит, что репертуар оркестра — это самая настоящая энциклопедия (а то и библия) классического джаза. Конечно, не весь джаз вышел из творчества Дюка Эллингтона, как американская литература вышла из «Гекльберри Финна»; но как минимум треть-то точно.
16 апреля, 19:00
Большой зал Филармонии
Михайловская, 2 (м. Невский проспект)
(812) 710 42 57, 710 42 90
|