Некоторые группы (в современном русском роке их почему-то особенно много) как становятся однажды заложниками одного образа, так навсегда в нём и остаются. Ну правильно, собственно – зачем чего-то придумывать, развиваться, осваивать новые стили, экспериментировать, если можно раз в жизни спеть ультимативный суперхит и потом всю жизнь с него кормиться?
Самый трагический вариант — это когда группа, наоборот, вроде бы и не собирается застывать в своём развитии, но поклонники уже ждут от неё только одного. В своё время шквал критики обрушился на группу «Radiohead»: после выхода их главного альбома «OK Computer» поклонники ждали от них продолжения в том же духе, в то время как самим «Радиоголовам» это было совершенно неинтересно — они ушли в новаторские эксперименты по скрещиванию рока и электроники, чем вызвали у ортодоксальных фанатов жуткое негодование с уничтожением дисков и сжиганием чучел Тома Йорка на Трафальгарской площади. Ну хорошо, может, и без сжигания, но бурление было сильным.
Из-за такой вот упёртости правоверных поклонников очень часто подвергаются сильной недооценке по-настоящему качественные и интересные группы. Один из самых тонких и умных коллективов нашего рока «Мегаполис», выпустивший несколько великих без преувеличения альбомов, до сих пор известен широким массам как исполнители весёлой безделушки про Карл-Маркс-штадт, ду бист ди штадт ротер блюмен. Группа «Аукцыон» в коллективном бессознательном по сей день — исполнители песни «Дорога» из «Брата-2», и хоть ты тресни. Таким примерам несть числа.
Питерская группа «Сплин» чуть было не оказалась в этом же ряду. Один из самых знаковых альбомов «Сплина» вышел в 1997-м, и это было настоящее высказывание — громкое, прозвучавшее на всю страну. Группа мигом попала в плеяду самых важных исполнителей новой волны постсоветского рока – вместе с Земфирой, «Мумий-Троллем», «Би-2». Это же чуть было её и не сгубило – с каждыой новой пластинкой «сплины» старались уйти всё дальше и дальше от «Гранатового альбома», а публика всё требовала и требовала от них меланхоличного поп-рока про «скоро рассвет, выхода нет».
В такой ситуации проще всего сдаться на милость потребителя, наштамповать ещё пару десятков «Гранатовых альбомов» (в смысле стиля, а не качества) и долго ещё ездить по фестивалям, играя песню «Орбит без сахара» с двумя бисами на выступление. Но Александр Васильев для этого всегда был слишком сильным музыкантом – в итоге «Сплин» хоть и не обрёл прямо-таки грандиозной славы в духе «Алисы», но остался одним из самых ярких и интересных феноменов современного отечественного рока. Причём с годами, так сказать, приумножил свою феноменальность.
Официально датой рождения группы считается 1994-й год, но её будущие участники познакомились ещё в середине восьмидесятых. Впрочем, созданную ими группу даже прообразом «Сплина» считать не стоит – из всех тогдашних участников в команде остался исключительно Александр Васильев, который вообще олицетворяет собой группу: он в принципе единственный из всех участников коллектива, кто никогда не покидал его. Оно и логично, впрочем: представить себе «Сплин» без Васильева решительно невозможно. То есть можно, но это получится сугубое извращение, вроде кошмарной группы «Двери двадцать первого века» – «Doors» без Джима Моррисона и с названием магазина дверной отделки и фурнитуры. Ну, или как «New Order» – просто совершенно другая группа.
Настоящий «Сплин» всё-таки появился именно тогда, когда и празднуется его день рождения — в 1994-м произошли два знаковых события: группа записала свой первый альбом (на кассетах; несмотря на явное ученичество, альбом разошёлся быстро и без остатка, а впоследствии много раз переиздавался и в дискографии группы занимает законное место) – это раз; два – на вечеринке как раз по случаю дебюта Васильев и К познакомились с молодым гитаристом с олигархической фамилией Березовский, который верой и правдой оттрубил («отгитарил»?) в группе следующие тринадцать лет.
Дальше «Сплины» начали потихоньку наращивать уровень военного присутствия в регионе питерской рок-сцены – выпускали примерно по пластинке в год, часто выступали в клубах и в целом пользовались неплохой популярностью. Но настоящий перелом случился всё же в 1998-м, когда вышел тот самый «Гранатовый альбом», и музыканты, как говорится, «проснулись на следующее утро знаменитыми». Тут, конечно, случилось счастливое совпадение многих факторов: появилось «MTV-Россия», в следующем году к клипам на телевидении добавилась ударная ротация на «Нашем радио», сам по себе материал на альбоме был очень качественный, штучная работа, да и вообще русский рок тогда переживал свой ренессанс...
Второй «Гранатовый» записать было очень сложно, да и не нужно – хотя фанаты рвали на музыкантах рубахи, требуя чего-то подобного. Но Васильев, очевидно, понимал, что в одну и ту же реку дважды не войдёшь, и начал писать именно ту музыку, которую сам хотел: взрослые, сильные пластинки, с каждым разом всё более зрелые и сложные в музыкальном плане. Венцом этого стал выдающийся диск 2009-го «Сигнал из космоса» – вполне заслуживавший титула главного русскоязычного альбома года. А в этом году у группы вышел титанический двойной альбом «Резонанс» – его первая часть вышла весной, а вторая только в начале октября, и именно песни с неё станут основой новой концертной программы «Сплина».
16 декабря 2014, 20:00
Ледовый дворец
Санкт-Петербург, просп. Пятилеток, 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20
|