16 декабря, в среду, в 19:00 Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает на концерт из цикла «Вечера в Английском зале». К 245-летию Людвига ван Бетховена выступят молодые солисты, лауреаты международных конкурсов — Иван Сендецкий (виолончель), Андрей Телков (фортепиано), Александра Коробкина (скрипка).
Людвиг ван Бетховен (16 декабря 1770 — 26 марта 1827) — великий немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы», ключевая фигура в западной академической музыке переходного времени от классицизма к романтизму, оказал значительное влияние на симфоническую музыку последующего времени, один из наиболее исполняемых и известных композиторов в мире.
Программа вечера отражает богатство наследия гениального композитора. Свободная по композиции, драматическая и выразительная Четвёртая соната для виолончели и фортепиано написана в период, когда Бетховен уже потерял слух. Фортепианная соната № 31, также одно из последних сочинений композитора, трактуется как лирическая пьеса, раскрывающая все грани взволнованного чувства. Скрипичная соната №4 относится к раннему периоду творчества Бетховена, но уже предвосхищает зарождение романтизма в европейской музыке. Партию фортепиано в ней исполнит лауреат международных конкурсов Ксения Гиндина.
В программе также прозвучат сочинения романтиков — современников Бетховена — «Три пьесы фантазии» Шумана и «Цыганские напевы» Сарасате.
Иван Сендецкий (19 лет) — студент Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора Анатолия Никитина), лауреат юношеского конкурса им. Чайковского, победитель конкурса Кнушевицкого, лауреат премии Юрия Темирканова. Стипендиат Фонда Гартов, Фонда Дениса Мацуева. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2014 года.
Андрей Телков (24 года) — аспирант Санкт-Петербургской консерватории (класс Заслуженного артиста России, профессора Александра Сандлера), лауреат конкурса пианистов им. Шопена, дипломант конкурса им. Шумана. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
Александра Коробкина (28 лет) — выпускница аспирантуры Санкт-Петербургской консерватории (класс Заслуженного артиста России Ильи Иоффа, творческий руководитель Народный артист России, профессор Михаил Гантварг), лауреат конкурса камерных ансамблей в Лионе, конкурса им. Марии Юдиной. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2007 года.
В рамках «Вечеров в Английском зале» успешные молодые солисты, участники программ Дома музыки, выступают на конкурсной основе, предлагая свои программы.
Аннотация
Соната для виолончели и фортепиано № 4 Людвига ван Бетховена – одна из пяти виолончельных сонат, написанных композитором. Ее создание относится к 1815 году — времени, когда музыкант уже потерял слух. Бетховен посвящает ее графине Марии фон Эрдёди. В бетховенской рукописи Четвертая соната сопровождается авторской ремаркой «Свободная», определяющей особенности формы произведения: композитор в своем сочинении отходит от классических канонов сонатного цикла, не ставя указания частей, но выделяя разделы уточнениями темпа и характера. Вступительное Andante и Allegro vivace образуют условно первую часть, а Adagio, Tempo d'Andante и Allegro vivace — развернутую вторую часть. Свободная композиция Четвертой сонаты позволяет Бетховену создать цельный драматический образ, предстающий в разных ситуациях. Выразительная мелодика, яркая гармония, напряженная виолончельная и фортепианная фактура обеспечивают камерному сочинению почти симфоническое звучание, достигающее в кульминациях небывалой силы.
Фортепианная соната № 31 Ля-бемоль мажор принадлежит к числу сравнительно небольших по масштабам, но чрезвычайно насыщенных произведений Бетховена. Первая часть (Moderato cantabile molto espressivo) трактована композитором, вопреки традиции, как лирическая пьеса, лишенная острых конфликтов, раскрывающая все оттенки взволнованного чувства. Вторгающаяся вторая часть (Allegro molto), вводимая композитором для создания образного контраста, построена на активных скерцозных интонациях. Небольшой медленный эпизод приводит к заключительной фуге (Allegro, ma non troppo), решенной композитором в необычном ключе. Ее начальный и репризный разделы перемежаются выразительным Arioso, неповторимым по нежности высказывания. Реприза же построена на основной теме фуги, но в ее «обращенном» варианте (вместо движения восходящими квартами композитор вводит движение квартами нисходящими). Бетховен придает ей теперь торжественное звучание, которое достойно завершает всю сонату.
Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут “шумановским”». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора особое место занимают произведения для фортепиано, в которых он выступает как один из создателей нового направления. Романтическое начало связано как с содержанием пьес, так и их исполнением. Особой темой в произведениях Шумана становятся «фантазии», проявляющиеся в циклах разнохарактерных пьес и сопровождаемых автором иногда названиями (как в фортепианном цикле «Карнавал»), иногда – характеристикой настроений, как в «Трех фантастических пьесах», где миниатюры соединены по принципу контраста (1. Zart und mit Ausdruck — Нежно и с выражением; 2. Lebhaft, leicht —Оживленно, легко; 3. Rasch, mit Feuer — Скоро, с огнем). Созданный в 1851 году фортепианный цикл был посвящен графине Ройс-Кёстриц, одной из представительниц знатной семьи в Лейпциге, принадлежавшей к числу почитательниц композитора.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композитора считали за честь написать произведения для Сарасате, в числе таких посвященных сочинений — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Для своего инструмента Сарасате создал целый ряд сочинений, наибольшую известность среди которых получили «Испанские танцы» и особенно «Цыганские напевы», написанные в 1877 году. Сохранились сведения, что Сарасате задумал произведение во время своих гастролей в Будапеште, где его поразила игра цыганских ансамблей, исполнявших народные венгерские и цыганские мелодии.
«Цыганские напевы» представляет собой сюиту из четырех разнохарактерных частей, исполняющихся без перерыва (1. Moderato. 2. Lento. 3. Un poco pi lento. 4. Allegro Molto Vivace). Здесь отчетливо слышны и звуки венгерского национального чардаша, и «рыдания» цыганской скрипки, и вихревое кружение огненной пляски. Сочинение сразу же завоевало широкое признание, о нем писали, включали в концертные программы, «Цыганские напевы» и их автора упоминали даже в художественных произведениях (например, на концерт Сарасате отправляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон в рассказе «Союз рыжих»). Сложнейшее по технике, необычайно богатое по мелодике и ритму произведение многократно рождалось заново в переложениях для разных инструментов.
10 скрипичных сонат Л. ван Бетховена пользуются такой же известностью, как его фортепианные сонаты и симфонии. Прекрасный скрипач, Бетховен досконально знал возможности инструмента, предполагая их убедительное раскрытие в создаваемых опусах. Хотя и не сразу, но постепенно сонаты для скрипки все же завоевали признание исполнителей и слушателей, что произошло еще при жизни композитора. Соната № 4 ля минор ор. 23 была написана композитором в 1801 году и посвящена известному меценату и покровителю венских музыкантов графу Морицу фон Фрису. Выдающийся скрипач ХХ века Д. Ф. Ойстрах назвал ее «малой Крейцеровой сонатой», подчеркивая необычность и поразительную новизну сочинения, отмеченного чертами романтизма. Новым стоит считать и тональное построение сонатного цикла в скрипичной сонате (I. Presto a-moll; II. Andante scherzoso, più Allegretto A-dur; III. Allegro molto a-moll), где впервые в качестве основной тональности в первой и третьей частях вводится минор. Средняя же часть сонаты, обычно мягкая и лирическая, здесь решена как мажорное скерцо. Романтическая образность определила художественный строй всего сочинения. Уже главная партия первой части, в которой отчетливо слышны интонационные связи с бетховенской увертюрой «Кориолан», соединяет драматизм скрипичной мелодии с активным, тревожным триольным звучанием партии фортепиано, сохраняющим свое значение на протяжении всей части. Вторая часть – веселая, отчасти лукавая и насмешливая, также парадоксальна по своему художественному решению: это Andante scherzoso открывает для слушателя редкий образец медленного, мягкого скерцо. Третья часть знаменует возвращение героических образов первой части, доводя их до логического конца.
Стоимость билетов 300-350 руб. Аудитория 12+
Обувь на шпильках, фото-видео съёмка запрещены.
Справки и аккредитация по телефонам: (812) 702-60-96
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
|