Рок-групп у нас много, и, самое главное, на любой вкус. Тот, кто говорит, что современный русский рок страдает от жанрового однообразия, скорее всего, просто не задавался целью поискать хорошие команды вне мэйнстрима. Конечно, существует «генеральная линия партии», группы из категории «хранить вечно» – «Алиса», «Аквариум», «ДДТ» и прочие титаны. Но если сойти с этой гееральной линии и немного побродить по окраинам — откроется столько неизведанных красот!
Найти здесь можно огромное множество разнообразных команд: есть и рэпкор, и индастриал, и джаз-рок, и прогрессив, и фолк... В общем, вы скорее дойдёте пешком от Воронежа до Китая, чем переслушаете всё это многообразие.
Вот с чем всё-таки наблюдается явный дефицит — это с, как бы сказать, стильными, эстетскими группами. С такими, послушав которых, скажешь: «Да, это настоящая интеллигенция», а твоё эстетическое чувство будет влюблённо сопеть в ухо: «Ставь следующую пластинку!». Это, конечно, дело вкуса, но перечисление таких команд надолго не затянется: авангардный «Вежливый отказ», артистичный «Аукцыон» и особенно сольное творчество Леонида Фёдорова, «Мегаполис» Олега Нестерова — наверное, самая интеллигентная группа в нашем роке... Стадионов они не собирают, гимнов поколения не пишут, широко известны они в узких кругах, но большего им и не надо: пускай культ у них и немногочисленный, зато настоящий, без случайных людей, знающих одну песню и по ней судящих о группе.
В этот же ряд стильных групп вполне можно занести замечательную московскую группу «Моральный кодекс» под командованием одного их самых харизматичных российских рок-фронтмэнов Сергея Мазаева. «Моральный кодекс» чем-то напоминает «Браво» сюткинского периода — стройные, блестяще и разнообразно аранжированные песни, которые вполне можно включить саундтреком к романтической комедии 60-х с Одри Хепберн или Кларком Гейблом... а некоторые можно запросто и отнести к нуару — инструментарий Мазаева сотоварищи позволяет легко менять стили и переходить от лёгкого джазового лаунжа к вполне себе балладам.
Некая нетипичность «Морального кодекса» обусловлена одним важным обстоятельством: у Мазаева есть полноценное музыкальное образование, что для отечественного рока несколько несвойственно. К тому же за плечами фронтмэна группы — огромная школа участия в вокально-инструментальных ансамблях (например, в эпическом ВИА «Здравствуй, песня», где Сергей играл на альт-саксофоне), а это уже фундаментальная разница в сравнении со многими нашими рокерами, которые учились игре на инструментах, что называется, «по ходу пьесы». Поэтому концепция группы с самого начала была такой — максимальный профессионализм и музыкальное разнообразие.
Впрочем, концепцию с самого начала определял как раз не Мазаев. Создал группу в 1989-м году известный музыкант и продюсер Павел Жагун — одна из крупнейших музыкальных фигур того времени. Учитывая, что и у него было музыкальное образование, понятно, что группа сразу задумывалась как серьёзный и «долгоиграющий» проект, а не в стиле «Давай ты будешь играть на барабанах... ничего, научишься, Ринго Старр ведь как-то научился». Музыканты тоже подбирались соответствующие — впрочем, с выбором вокалиста Жигун сначала не угадал, но буквально через пару месяцев заметил Мазаева и предложил ему стать (сначала – временно) центральной фигурой группы.
Как выяснилось, это был исключительно верный ход: мощная фигура излучавшего харизму певца с гулким вокалом и огромной музыкальной эрудированностью сразу сделала «Моральный кодекс» весьма заметным явлением. Стало понятно, что другого вокалиста на месте Мазаева (тогда ещё не щеголявшего причёской «под Котовского») искать бессмысленно — представить себе кого-то другого на его месте было невозможно. Состав группы был готов, примерное направление определено — можно теперь было задумываться о стилевых изысках.
Как раз эти самые изыски стали визитной карточкой группы, придав ей, в сочетании с характерным вокалом Мазаева, некую изюминку, которой не было даже у более известных команд. Активное использование клавишных, джазовые саксофонные проигрыши (на одном из фестивалей саксофонную партию у «Морального кодекса» исполнял не кто-нибудь, а сам Игорь Бутман) — немногие рок-группы в те времена могли похвастаться подобным.
Песня «До свиданья, мама» стала для «Кодекса» прорывным суперхитом (кстати говоря, известнейший клип для этой песни снимал совсем молодой клипмейкер Фёдор Бондарчук), а вслед за ней подоспел и дебютный альбом. А потом был несколько недооценённый «Гибкий стан» и совсем уж хитовый «Я выбираю тебя» – в принципе, самые известные песни, по которым группа безошибочно распознаётся, как раз в большинстве своём с третьего альбома «Кодекса».
«КМоральный одекс», известные перфекционисты, выдержали очень большую паузу после выхода альбома «Славянские танцы» в 2007-м – настолько большую, что это стало даже вызывать некоторое недоумение: они вообще будут записывать что-нибудь свежее? Но наконец материал был вычищен до блеска, и новый альбом «Зима» вышел в свет в январе 2014-го — именно его музыканты «Морального кодекса» и будут презентовать на концертах в Москве и Петербурге.
16 февраля, 20:00
Концертный зал А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|