Есть на свете вещи, которые не меняются никогда и не изменятся ни при каких условиях. Хоть случись всемирный потоп, хоть атомная война, хоть массовое переселение человечества на планету Плюк – а участники «Дома-2» всё так же будут строить любовь, чиновники – брать взятки, а Лемми Килмистер и группа «Motorhead» - выпускать совершенно одинаковые альбомы, к которым можно даже не придумывать название, а просто писать на обложке «Новый альбом группы». Приятно, что в этом хаотично меняющемся мире есть что-то столь твёрдое и неизменное.
К жанру «heavy metal» всё это относится в высшей степени – про группу «Motorhead» в этом контексте сказано не просто так. Во всяком случае, современные хеви-металлические группы по звучанию не настолько отличаются от праотцев жанра, как, скажем, рэппер Талиб Квели отличается от рэппера Кёртиса Блоу.
Правда, не стоит кривить нос и говорить: «Ну его, этот хеви-металл. Одну группу послушал – считай, слышал все». Да, радикальных изменений и мутаций в жанре происходит не слишком много. Но речь тут может идти именно о сохранении традиций, «магистральной линии», а никак не о застое.
В конце концов, и в хеви-металле случались вполне себе крупные эволюционные скачки. Знатокам и ценителям стиля не нужно подробно объяснять, что такое «nuh-wobbum»; если вкратце – то это сленговое обозначение NWOBHM, то есть «новой волны британского хеви-метал» (к этой новой волне относится, кстати, и вышеупомянутый коллектив Ленни Килмистера).
Важность этой самой «новой волны» для жанра ни в коем случае нельзя недооценивать – возможно, не будь её, «тяжёлый металл» никогда не стал бы таким явлением в современной музыке, каким он является сейчас. Если вернуться по временной шкале лет на сорок назад, то можно увидеть, что в конце 70-х годов молодой «хеви-металл» переживал настоящий кризис. Взрыв сверхновой звезды – панк-рока во главе с его безумными апостолами «Sex Pistols» – разметал растерявшихся металлистов во все стороны. Многие музыкальные критики поспешили поставить на жанре крест, окрестив его тупиковой веткой в развитии рок-музыки. Хедлайнеры жанра, такие как «Black Sabbath» или «Led Zeppelin», либо начинали осваивать смежные жанры («Цеппелины», например, вообще с концами соскользнули в «чистый» хард-рок), либо просто приостановили свою деятельность, не зная, куда двигаться дальше и двигаться ли вообще куда-нибудь.
И в это самое время в ещё вольной, «дотэтчеровской» Великобритании происходит новый взрыв, может, менее мощный в тротиловом эквиваленте, чем тот, что породил панк-рок, - но «радиационный фон» от него остался едва ли не посильней. Молодые, голодные и рассерженные группы на Острове, которых не привлекал анархический панковский riot-style, заиграли хеви-метал, да так, что группам-первопроходцам оставалось только уважительно крякнуть. Ранние «Def Leppard», «Venom», «Blitzkrieg» - эти группы не просто гальванизировали труп жанра, заставив его дёргаться на ниточках. Нет – они вдохнули в жанр новую жизнь и новый смысл. А настоящим «всадником, скачущим впереди» в этой сметающей всё волне была лондонская группа «Iron Maiden» -«железная дева», заключившая в свои мучительные стальные объятия миллионы поклонников.
Хотя, как всегда в рок-музыке, основное бремя славы тянет на себе фронтмэн (в «Iron Maiden» речь идёт в первую очередь о Поле Брюсе Дикинсоне, одном из величайших вокалистов в истории тяжёлого рока), но основателем группы, её бессменным участником, мотором и генератором идей всегда был блистательный Стив Харрис – даже не гитарист (обычно второй человек в рок-группах по степени популярности), а бас-гитарист. Шли годы, менялись составы группы, музыкальные тренды, политические режимы и целые эпохи, а незаметный герой Стив Харрис всё так и играл на своей бас-гитаре, негромко и умело администрируя группу, когда нужно – придавая ей новое звучание, а в случае надобности – возвращая её на старые рельсы. И только в прошлом году Харрис позволил себе крохотную измену своей «деве» - записав сольный альбом «British Lion».
Группа «Iron Maiden», конечно, переживала и тяжёлые времена – в 90-е Дикинсон временно ушёл из группы, а достойного вокалиста на смену ему подобрать так и не удалось. Были и провальные эксперименты со сменой стиля, и непонимание фанатов, и скандальные уходы участников, но никогда за без малого сорок лет группа не была на грани распада. За это время только номерных пластинок британцы выпустили пятнадцать, а последний альбом, «The Final Frontier», вышел в свет три года назад.
16 июля, 20:00
Спортивное сооружение Ледовый дворец
просп. Пятилеток, 1 (м. Проспект Большевиков)
(812) 718-66-20, 718-66-22
|