Синтезировать жанры – в современной музыке дело привычное. Никого уже не удивишь, скажем, совмещением индастриала и староанглийского фолка. Или, к примеру, дэт- металлист, играющий не на гитаре, а на австралийском диджериду – сюрреалистическая картина? Давно уже вполне привычная. Глобализация, затронувшая чуть ли не все сферы современного общества, до музыки должна была дотянуться в первую очередь. Она и дотянулась.
Одним из самых очевидных скрещений жанров стало совмещение традиционного хип-хопа с плотным хард-роковым звучанием. Уже первые опыты в этом направлении показали – братцы, а дело-то перспективное! Те же «Beastie boys», формально считаясь рэп-группой, на некоторых альбомах звучали как чистой воды панк-рок – да и не просто же так эту «рэп-группу» в 2012 году торжественно ввели в кливлендский Зал Славы рок-н-ролла.
Появление такого синтетического, в хорошем смысле слова, жанра, как рэп-рок, позволило отчасти примирить два непримиримых лагеря (кроме совсем уж упёртых ортодоксов): молодых людей в мешковатых штанах и бейсболках козырьком назад, слушающих «N.W.E.» и «Onyx», - и суровых металлистов в коже, в свободное время пишущих на остановках известное граффити «Рэп – это слово из трёх букв!». Показательно было включить такому ортодоксу-металлисту диск « Rage against the machine» и насладиться его реакцией – вроде как идеологически чуждый рэп, а почему ж так легко на сердце от песни тяжёлой?
90-е годы стали временем расцвета рэп-рока, который немедленно стал разветвляться на множество поджанров: фанк-метал, рэпкор, рэп-метал, ню-метал… Появлялись новые группы, немедленно вступали в оппозицию к старым, записывали друг другу так называемые диссы (от «disrespect»), перенося типично рэперский дискурс в рок-н-ролльную систему координат… Вскоре новаторы вроде «Red Hot Chili Peppers» или «Faith no more» стали считаться уже «олдскулом», а новые герои в лице тех же «Papa Roach» или «Linkin Park» не замедлили появиться.
Россию повальное увлечение рэп-роковой музыкой не миновало – хотя к нам этот жанр пришёл с определённым запозданием. Толчком к его развитию стало что? – разумеется, появление русского MTV, которое вообще оказало огромное влияние на музыкальный контекст начала миллениума. Впрочем, одна из самых известных русскоязычных групп жанра появилась (и концептуально оформилась) раньше, чем волна рэп-роковых групп захлестнула музыкальные побережья России. Речь идёт о появившейся в 1995-м году группе Васи Васина «Кирпичи».
Изначально группа именовалась на английский манер – «Bricks are heavy» (позже эта фраза, уже на русском, стала названием первого альбома «Кирпичей»). Пережив в самом начале своего существования несколько встрясок со сменой состава, группа плюнула на конъюнктуру, назвалась без лишних претензий просто «Кирпичами» и сразу начала участвовать во всевозможных «движухах»: вроде фестиваля с несколько сомнительным, учитывая характер Васиных песен, названием «Наполним небо добротой!».
Однако всё это было не чем иным, как разминкой. Или прелюдией. Настоящая тяжесть пошла немного позже – в конце 1996-го, когда музыканты наконец заявили о себе по-маяковски, во весь голос, выходом альбома «Кирпичи тяжелы». Ироничные, стёбные урбанистические частушки, исполняемы под грязные гаражные рифы, стали глотком свежего воздуха в атмосфере русского рока, умученного беспросветной тьмой депрессивной готики. Вася Васин и его банда не красили губы трендовым гуталином – они «рассказывали реальную байку братве», и этим были ценны.
В последующие годы группа несколько раз меняла концепцию, то ударяясь в чистый стоунер-рок, то возвращаясь к классическому, корневому рэп-роковому звучанию. Такая чересполосица, может быть, и отвратила от группы часть наиболее консервативных фанатов – но самим «Кирпичам» стала более чем полезной, разнообразив саунд группы, обогатив его стилистически.
Свой последний на данный момент альбом (с зубодробительным названием «Новые Кирпы Моо Фок») группа записала в 2011-м году. На нём экспериментам места не нашлось – только узнаваемый «сырой» рэп-рок ранних «Кирпичей», умные, ершистые тексты-высказывания Васи Васина и мощные коллаборации с Noize MC, Шнуром и Padla Bear Outfit. На очередном концерте в своём родном городе музыканты представят лучшие хиты как с этого альбома, так и с ранних, «не хип-хопом единым живых» альбомов.
19 марта 2013, 19:00
КЗ "Аврора"
Пироговская наб., 5/2 (м. Площадь Ленина)
(812) 907-19-17
|